Стилистические приемы как маркеры авторского стиля О. Уайльда с точки зрения его отражения в романе «Портрет Дориана Грея»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что современное искусство, в том числе и литература, представляет собой подвижную систему, когда старые жанровые конструкции утрачивают свой авторитет, и приходят новые. Подобные процессы всегда происходят в искусстве. Для XX и XXI веков основы его были заложены в XIX столетии, и творчество Оскара Уайльда сыграло в этом важную роль. В его творчестве можно обнаружить корни многих проблем современной культуры. Также в последние десятилетия возрос интерес к самой личности писателя, в чем значительную роль сыграла его скандальная репутация.Творчество Уайльда в целом синтетично. В отдельные периоды он уделяет больше внимания лирическим, эпическим или драматическим жанрам. Наблюдается преемственность тем, идей, типа конфликта, приемов, образов в произведениях писателя различных периодов.В основе большинства произведений Уайльда – романтический конфликт реального и идеального, раскрываемый и решаемый по-разному на каждом этапе творчества. Объектом художественного творчества для писателя всегда была внутренняя и внешняя жизнь человека, жизнь его сердца и души в ее отношении к идеальному. Центральной идеей всех произведений Уайльда является мысль о невозможности абсолюта и идеала в реальном мире.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗНОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.………………………………………………………...6
1.1.ПОНЯТИЕ СТИЛИСТИЧЕСКОГО ПРИЕМА….....................................6
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБРАЗНОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………15
2.1 Понятие и сущность авторского стиля…………………………………
2.2 Авторский стиль О. Уайльда и его особенности………………………
2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОГО СТИЛЯ В РОМАНЕ О. УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»…….17
2.1. Художественное своеобразие романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»……………………………………………………………………………..16
2.2. Функционирование стилистических приемов в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»..……………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Пимонов В.И., Славутин Е.И. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда: структура сюжета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2016. – Т. 18. - №1 (2). – С. 240-246.
Уайльд О. Портрет Дориана Грея. – М.: Эксмо, 2010. – 608 с
Бабенко В. Паломник в страну прекрасного // Уайльд О. Избранное. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. - С. 5-18.
Куприянова Е.С. Мифологема «вечной юности» и роман О. Уайльда «портрет Дориана Грея» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2009. - №51. – С. 70-73
Пимонов В.И., Славутин Е.И. Структура мифа о Нарциссе // Всемирная литература в контексте культуры: Сб. научных трудов по итогам XXVI Пуришевских чтений. - М.: Изд-во МПГУ, 2014. - С. 118-121.
Галушко М.В. Работа с художественным текстом как объектом управления (метафора портрета Дориана Грея) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2014. - №6 (59). – С. 6-11.
Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М.: Изд-во лит-ры на иностр. языках, 1958. – 462
Wilde O. The Picture of Dorian Grey (1890). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://studyenglishwords.com/book/Портрет-Дориана-Грея/142? (дата обращения: 17.11.2022).
Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М., 2017. - С. 267-279.
Ченских Е.П. Канон – образец – шедевр // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - Т. 3. - №20. - С. 79-81.
Андонова А.А. Идиостиль автора и проблема его сохранения при переводе // Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 781–782.
Индивидуальный авторский стиль или идиостиль – это стиль писателя, в который включаются не только речевая сторона его произведений, но и тематика, проблематика, особенности мира произведений и т.п. .
В практике лингвистики данный термин применяется, главным образом, относительно художественных произведений, причем как поэтических, так и прозаических. В последние же годы данный термин начал использоваться наравне с термином «дискурс» в одной из его интерпретаций.Термин «идиостиль» имеет тесную связь с термином «идиолект». В лингвистике и теории художественной литературы имеется ряд различий между данными терминами, о которых представляется целесообразным сказать более подробно. Под идиолектом автора принято понимать весь комплекс написанных им текстов в рамках хронологической последовательности или же последовательности, которая была утверждена самим автором в том случае, если тексты были им переработаны . Что же касается идиостиля, то под ним необходимо понимать весь комплекс глубинных текстопорождающих доминант и констант отдельного взятого автора, которые и были определяющими для появления этих текстов именно в такой, а не другой последовательности .Понятия идиостиля и идиолекта, по-разному определяемые разными исследователями и в силу этого включаемые в разные ряды соотношений с такими понятиями, как «язык», «текст», «языковая личность» (В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов), в последние годы являются предметом научного интереса множества лингвистов и специалистов других языковых дисциплин, что обладает прямой взаимосвязью с постоянным ростом внимания, которое уделяется вопросам, касающимися индивидуального языкового творчества.Стиль художественной литературы по своей природе отличается от стилей языка и речи, являясь более узкой, но не менее интересной областью изучения. Стиль писателя неразрывно связан с его мировоззрением, духовной и творческой индивидуальностью.