Особенности обучения школьников основам литературного редактирования собственных письменных текстов
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в условиях повседневного использования электронных устройств и социальных сетей, качество письменных текстов школьников существенно снижается. Это приводит к ухудшению образовательного процесса, поскольку владение навыками литературного редактирования является одним из ключевых условий успешной учебы. В современном обществе грамотность и умение писать хорошие тексты являются важными навыками, которые необходимы не только в школе и университете, но и в профессиональной деятельности, в личной жизни и в повседневной коммуникации. Однако, несмотря на значимость литературного редактирования, многие школьники испытывают трудности в этой области и не уделяют ей достаточно внимания. Это может привести к появлению низкокачественных текстов, содержащих множество ошибок и не соответствующих нормам литературного языка.Таким образом, мы можем сказать, что в настоящее время литературное редактирование занимает огромную долю в общественной деятельности и литератуоно-творческой практики, которая включает в себя все стороны работы над текстом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………................................................................7
1.1. Понятие литературного редактирования. Специфика литературного редактирования применительно к сфере письменной коммуникации..............7
1.2. Требования к языковым средствам оформления письменного текста и основы его редактирования...............................................................................12
1.3. Методика редактирования письменного текста в аспекте формирования стилистической культуры речи………………………………………………..14
Выводы по I главе .................................................................................................21
ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРНОМУ РЕДАКТИРОВАНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ.......................................................................................................22
2.1. Принципы обучения учащихся теории редактирования текста на функциональной основе.....................................................................................................22
2.2. Система упражнений по обучению школьников редактированию письменных текстов.............................................................................................................31
2.3. Методические рекомендации для учителей русского языка по обучению школьников литературному редактированию собственных письменных текстов.............................................................................................................47
Выводы по II главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Базанова, А. Е. Литературное редактирование: учебное пособие. Ч. 1. — М.: Изд-во РУДН, 2006. — 105 с.
Голуб, И. Б. Конспект лекций по литературному редактированию: учебное пособие. — М.: Айрис Пресс, Высшее образование, 2004. — 466 с.
Голуб, И. Б. Литературное редактирование: учебное пособие. — М.: Логос, 2010. — 434 с.
Гужова, И. К. Литературное редактирование. Материалы для занятий: учебное пособие /И. К. Гужова, Р. А. Молибоженко, К. М. Накорякова, Т. И. Сурикова. / Под ред. К. М. Накоряковой. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 160 с.
Жарков, И. А. Чтение как средство редакторского анализа И Вестник Московского государственного университета печати им. Ивана Фёдорова. — 2015.—№4, —С. 40-43.
Казакова, О. А., Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие. / О. А. Казакова, С. В. Малервейн, Л. М. Райская, Т. Б. Фрик. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. — 116 с.
Колесников, Н. П. Стилистика и литературное редактирование : учебное пособие. — М.; Ростов н/Д: МарТ, 2003. — 192 с.
Колесникова, О. И. Обучение учащихся литературному редактированию в контексте развития художественно-языковой компетенции // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — №2. — С. 60-64.
Мартынова, О. В. Основы редактирования: учебное пособие. М.: Академия, 2007. — 128 с.
Милъчин, А. Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: практическое руководство. — М.: Логос, 2002. — 224 с.
Мильчин, А. Э. Методика редактирования текста. — 3-є изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2005. — 524 с.
Мучник, Б. С. Основы стилистики и редактирования: учебное пособие для средней и высшей школы. —Ростов н/Д : Феникс, 1997. — 480 с.
Накорякова, К. М. Концепция дисциплины «Литературное редактирование» // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. —2011. №2. —С. 19-27.
Литературное редактирование является одним из важней¬ших предметов данного охвата дисциплин, оно имеет конкретную практическую направленность и базируется для обобщении эксперимента литературной отделки текстов известными литера¬торами, издательскими сотрудниками, писателями и журна¬листами. Литературное редактирование не является отдель¬ным самостоятельным шагом прохождения рукописи, однако как сговорились из видов службы по-над произведением присутствует на всех стадиях движения от рукописи к книге.В первой главе нашей службы рассмотрели корпоративную характеристику литературного редактирования, её специфику к сфере письменной коммуникации. Так литературное редактирование в сфере письменной коммуникации предполагает редактирование:а) текстов, уже существующих в письменном виде;б) устных текстов, которые в соответствии с требованиями переделки соответственны существовать переведены в соответствующий письменный вариант.Далее мы обнаружили какие требования предъявляются к языковым средствам оформления письменного текста и основы его редактирования. что, что определение системы требований к языковым средствам оформления письменного текста предполагает разбор ресурсной основы современного российского языка, предназначенной для процесса выражения мыслей посредством письменного текста. И наконец определили методику редактирования письменного текста в аспекте вырабатывания стилистической культуры речи. Всем известно, что к настоящему времени «наработано» уже некоторое количество методик, целью каких является редактирование письменного текста (исследования А. Мильчина, В. Свинцева, М. Феллера и другие). Также нами водилась раскрыта чрезвычайно эффективной методикой редактирования- методика редактирования письменного текста, исследованная Бениамином Семёновичем Мучником и описанная им в ряде книг. Предоставленная концепция является составляющей процесса вырабатывания стилистической культуры человека в целом и базируется для определённых закономерностях практической стилистики.