Проблемы психологической адаптации у студентов медицинских специальностей
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально– психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций [30, c. 252].
Адаптация студентов в медицинских вузах является сложным процессом, который имеет свои особенности по сравнению с адаптацией студентов других специальностей. Одной из основных причин является специфика профессии медика, которая предполагает высокую степень ответственности и требует от студентов не только обширных знаний, но и умения применять их на практике.
Адаптация студентов медицинских специальностей также характеризуется большим объемом теоретических знаний, которые необходимо усвоить за короткий промежуток времени, что может приводить к стрессу и перегрузке. Кроме того, студенты медицинских вузов сталкиваются с необходимостью общения с пациентами, что требует от них высокой социальной компетентности и эмоциональной стабильности
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
1.1 Понятие адаптации и ее роль в системе обучения
1.2 Процесс и цели социально– психологической адаптации студентов
1.3 Понятие психологической защиты и ее механизмы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
2.1. Обоснование выборки и методик исследования
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования адаптации студентов первого курса к обучению в вузе
2.3. Методические рекомендации преподавателям и студентам по улучшению процесса адаптации к обучению в вузе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеенко, А. С. Психологическая адаптация студентов вуза/ А.С. Авдеенко //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – Т. 4. – №. 2 (13). – С. 4– 8.
2. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты/ В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 83– 89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya– studenta– k– obucheniyu– v– vuze– psihologicheskie– aspekty (дата обращения 19.01.2023)
3. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов/ Е.В. Киселева, Н.Н. Киселев //Сибирский педагогический журнал. – 2019. – №. 2. – С. 57– 63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya– studentov– v– vysshem– uchebnom– zavedenii– analiz– zatrudneniy– poisk– resursov (дата обращения 17.09.2022).
4. Адаптация студентов медиков/ Е.В. Ненашева, А.А. Деревянко, Н.В. Кодякова // Электронный научный журнал «apriori. Серия: гуманитарные науки– 2015. – №. 6. – С. 88– 91.
5. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе/ А.А. Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 3. – С. 37– 48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya–studentov–mladshih–kursov– k– obucheniyu– v– vuze (дата обращения: 20.01.2023)
6. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие. СПб.: БПА, 1998. 148 с.
7. Ахмедова, З. Ж. Трудности социальная адаптация студентов в вузе //Science and Education. – 2022. – Т. 3. – №. 2. – С. 1054– 1059.
8. Баева, Т. В. Стратегии адаптации первокурсников в вузе / Т. В. Баева // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2018. — № 3. — С. 36–39.
9. Безусова, Т.В Адаптация студентов – первокурсников к условиям обучения в медицинском вузе / Т.В. Безусова, Безусова Е.В. // Студенческий вестник. – 2021. – № 17– 4 (162). – С. 20– 23.
10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 295 с.
11. Браун, Т. П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой //Вестник Костромского государственного университета. – 2007. – Т. 13. – №. 3. – С. 20-26.
12. Васильева, С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С. В. Васильева // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сбор. научных трудов. – Спб.: Изд– во РГПУ им. А.И. Герцена – 2000 – С. 452.
13. Вопросы социальной адаптации студентов в период обучения в вузе/ Е.В. Салалыкина, В.А. Калинина, В.А. Ананич // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 287– 289. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6100 (дата обращения: 18.06.2022)
14. Грановская, Р.М. Психологическая
Также важным механизмом добровольной адаптации является поддержка со стороны окружающей среды. Родные, друзья, коллеги по работе или новые знакомые могут помочь человеку преодолеть трудности и справиться со стрессом, связанным с новыми условиями жизни. Однако важно помнить, что главную роль в адаптации играет сам человек, его умение принимать решения и действовать в соответствии с ними.
Принудительная адаптация – это процесс изменения поведения и мышления человека под давлением внешних обстоятельств, когда адаптация является необходимостью, но не свободным выбором личности. Этот тип адаптации может происходить в различных областях жизни, включая образование, работу, социальные отношения и т.д.
Принудительная адаптация мож