Интеллектуальный потенциал людей с выраженными лидерскими качествами
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования обусловлена тем, что быстрое развитие технологий, растущий поток информации, процессы глобализации, изменения в социально-экономическом укладе многих стран заставляют общество сталкиваться с новыми вызовами во всех сферах жизнедеятельности. По мнению лидеров многих стран, дальнейшее развитие любого государства, его место в мировой иерархии будут определяться именно отношением государства и общества к главному своему ресурсу – интеллектуально-творческому потенциалу. В таких условиях востребованность в креативной, интеллектуально развитой личности становится наиболее актуальной для дальнейшего успешного развития социума.
Ведущие российские ученые подчеркивают, что «не только научно-техническое, но и социальное развитие отчетливо демонстрирует сегодня нарастающую интеллектуализацию…
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ 12
1.1 Понятие, структура и подходы к исследованию интеллектуального потенциала в организационной психологии 12
1.2 Понятие и структура лидерских качеств сотрудников в организации 31
1.3 Условия успешного развития интеллектуального потенциала в профессиональной деятельности у людей с лидерскими качествами 40
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Анализ результатов исследования 49
2.3. Рекомендации по развитию интеллектуального потенциала в профессиональной деятельности для сотрудников с лидерскими качествами 63
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социальнопсихологические проблемы. — М.: МГУ, 1990. — 240 с.
2. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст] / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
3. Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата [Текст] / Т. З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательство Юрайт, 2019. — 200 с.
4. Адлер, Н. Женщины-управляющие в различных странах [Текст] / Н. Адлер // Женщины и бизнес. – М., 1993.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с
6. Антология гендерной теории : сборник переводов [Текст] / сост. Е. И. Гапова, А. Р. Усманова. — Минск: Пропилеи, 2000. — 384 с.
7. Аслаханова, С.А. Роль руководителя и коллектива организации в создании благоприятного социально-психологического климата [Текст] / С.А. Аслаханова, Б.Х. Рахимова // ФГУ Science. – 2021. – № 2(22). – С. 9-13.
8. Бендас, Т.В. Психология лидерства. [Текст] /Т.В. Бендас – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
9. Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Т. В. Бендас. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 502 с.
10. Быков, А.В. Качества руководителя и успех деятельности [Текст]/А.В. Быков М.: УРАО, 2001.
11. Гедиева, Е.Б. Интеллектуальный и личностный потенциал современного лидера [Текст] // Актуальные проблемы современной науки: состояние, тенденции развития. – Черкесск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия», 2019. – С. 36-39
12. Гоулман, Д. Социальный интеллект: новая наука о человеческих отношениях [Текст]/ Д. Гоулман – М.: АСТ, Cоrpus, cоp. 2021. – 572 с.
13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ [Текст]/Д. Гоулман – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 535 с.
Среди условий, благоприятствующих применению интеллекта, Терстоун выделял, во-первых, отсутствие безотлагательного, сиюминутного давления ситуации и, во-вторых, отсутствие чрезмерного желания. В целом главный критерий интеллектуального развития в контексте данной теории - это мера контроля потребностей.
Необходимо разграничивать понятия «интеллект» и «интеллектуальный потенциал». Под интеллектом обычно понимают мыслительные способности человека. Интеллектуальный потенциал – это ресурсы человека, возможно, еще не задействованные, его интеллектуальные резервы, которые он может реализовать и развить при создании определенных, значимых для него условий.
Рассмотрев и проанализировав многочисленные определения интеллектуального потенциала личности, группы, населения, сформулируем на их основе определение для целей нашего исследования.