Влияние интернет-коммуникаций на личностные качества подростков
введение; основная часть, состоящая из двух глав, последовательно раскрывающих тему исследования; заключение; список использованных источников; приложения.
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ НА ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ1.1 Развитие взглядов на проблему интернет-коммуникаций в психолого-педагогической литературеИнтернет-коммуникации все быстрее входят в жизнь людей всех возрастов, в том числе и детей. Они необходимы в обучении, образовании и общественной жизни. Интернет-среда, представляя собой активно развивающееся виртуальное пространство, предъявляет определённые требования к внутреннему потенциалу человека.
Необходимость научной оценки психологических последствий использования современных информационных технологий на человека обусловила направление работ А.Н. Арестовой, Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, Н.В. Чудовой, К. Янг и др. психологов.
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ НА ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Развитие взглядов на проблему интернет-коммуникаций в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические особенности личности подростков 12
1.3. Специфика общения подростков посредством интернет-коммуникаций 16
1.4 Особенности влияния интернет-коммуникаций на личностные качества подростков 21
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ НА ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ 29
2.1 Организация и методики исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования интернет-зависимости у подростков 31
2.3 Анализ результатов исследования влияния интернет-коммуникаций на личностные качества подростков 36
2.4 Программа формирования самооценки подростков, склонных к интернет-зависимости 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
1. Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова,
Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1996. – № 4. – С.14 -20.
2. Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века /
О. Веречаева // Психологическая газета. – №12. – 2016. – 4-6 с.
3. Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю. Д. Бабаева. – М. : Можайск-Терра, 2010. – 415 с.
4. Белинская, Е. П. Современные исследования виртуальной коммуникации : проблемы, гипотезы, результаты / Е. П. Белинская,
А. Е. Жичкина // Образование и информационная культура. – М., 2000. – С.395-431.
5. Беляева, А. В. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития / А. В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, 2011. – № 2. – С. 145-152.
6. Войскунский, А. Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А. Е. Войскунский, Л.Н. Банин // Вестник Московского университета. – Серия 14. 2013. – № 1. – С. 66-83.
7. Войскунский А. Е. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование / А. Е. Войскунский // Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 98-121.
8. Войскунский, А. Е. Пол. Гендер. Интернет / А. Е. Войскунский // Вестник РГНФ. – 2004. – №8. – С.27-33.
9. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. -. № 1. – С.90–100.
10. Выгонский, С. И. Обратная сторона Интернета: психология работы с компьютером и сетью / С. И. Выгонский. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.
11. Гришина, А. В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте /
А. В. Гришина. – СПб. : РГПУ. – 2009. – № 39. – С.237-243.
12. Дубровина, И. В. Индивидуальные особенности школьников /
И. В. Дубровина. – М. – 2016. –208 с.
13. Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Е. Жичкина. – Режим доступа : https://cyberpsy.ru/articles/zhichkina-online-obshhenie/. – Дата доступа : 12.11.2022.
14. Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). –
С. 1333-1335.
15. Жукова, М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации / М. В. Жукова // Психолог. – 2013. – № 11. –
С. 24-27.
Подростки характеризуются резкими взлетами и падениями уверенности в себе и стремятся попробовать все, что может привести к самоутверждению за счет других.
Среди современных подростков интернет-коммуникации выступают основным средством общения. Общение в сети оказывает значительное влияние на формирование личности подростков, их системы ценностей, потребностей, а также интересов. Основополагающим фактором наличия общения в сети является факт осознания группой людей своей принадлежности к этому сообществу. Включенность подростка в жизнедеятельность социальных сетей происходит за счет наличия эмоциональных связей с другими участниками чата, а также потребностей во взаимодействии между собой, осознания своих ролей и статусов в виртуальной социальной группе.