Профилактика буллинга у старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема травли в коллективе существует на всех этапах жизни человека. Будь это детский сад, школа, институт или даже работа. Старший подростковый возраст является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На этом этапе происходят основные и наиболее важные физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я».
Учеба уходит на второй план и для старшего подростка референтной группой становятся его сверстники, происходит борьба за лидерство, конфликты. Даже не смотря на то, что конфликты в подростковой среде являются вполне нормальным, проблема буллинга состоит в том, что травля происходит довольно продолжительное время. В борьбе за лидерские позиции каждый хочется самоутвердиться за счет другого сверстника, начинается травля. «Жертве» в данном случае очень сложно поменять свой статус, она подвергается постоянным нападкам со стороны своего обидчика и его окружения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ………………………………………………. 8
1.1. Анализ понятия «буллинг» в психолого-педагогической литературе.. 8
1.2. Факторы возникновения буллинга в подростковой среде………… 21
1.3. Формы и методы профилактики и коррекции буллинга в условиях старшей школы 25
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ …………………………….. 41
2.1. Описание и процедура проведения исследования ……………………. 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа исследования …………………………………………………………… 42
2.4 Разработка и реализация программы психолого-педагогической коррекции и профилактики буллинга у старшеклассников на формирующем этапе эксперимента ………………………………….......
Результаты опытно-экспериментальной работы по психологого-педагогической коррекции и профилактике буллинга у старшеклассников………………………………………………………… 53
Заключение………………………………………………………….. 80
Список использованных источников и литературы. 84
ПриложениЯ………………………………………………………….. 91
Список использованных источников и литературы
1)Законодательные акты.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями на 29 декабря 2022 года) (редакция, действующая с 11 января 2023 года) «Об образовании в Российской Федерации»
2)Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден Министерством просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413)3)Учебники, монографии, диссертации.
Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, 1999. – 86 с.
Андреева Г.М. Социальная психология – Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
Аудмайер К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе / К. Аудмайер. – Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Альпина Паблишер», 2016. – 28 с.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании : Монография. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271с.
Бандура А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Сфера, 2010. – 226 с.
Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева. – Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005. – 76 с
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – М.: Варгус, 2014. – 243 с.
Бэрон Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2014. – 112 с.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. – М.: Сфера, 1991. – 68 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 124 с.
Основоположником педагогической поддержки является О.С. Газман [15], он понимает педагогическую поддержку как «деятельность профессионалов – представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением».