Рисование натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Дипломная работа на тему «Рисование натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе» состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.Цель исследования – провести анализ принципов рисования натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе.Объект исследования – рисование натюрморта с натуры.Предмет исследования – принципы рисования натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе.Задачи исследования:1. Охарактеризовать натюрморт в искусствоведении и техники работы художественными материалами, используемыми для его создания.2. Изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.3. Исследовать методику проведения урока рисования с натуры в начальной школе. Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования, обозначается объект, предмет и методы исследования, выдвигается эмпирическая гипотеза и описываются задачи исследования.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. НАТЮРМОРТ В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ И ТЕХНИКИ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ ЕГО СОЗДАНИЯ 14
1.1. Типы натюрморта 14
1.2. Законы визуального восприятия в композиции натюрморта 16
1.3. Композиция натюрморта 19
1.4. Техника работы акварелью 21
1.5. Техника работы гуашью 23
1.6. Техника работы пастелью 25
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Анатомо-физиологические особенности младших школьников 30
2.2. Психологические особенности младших школьников 32
2.3. Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе развития детского творчества на уроках ИЗО 36
2.4. Учет возрастных особенностей при рисовании с натуры 40
Выводы по второй главе 43
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 45
3.1. Анализ программ по изобразительному искусству 45
3.2. Методические рекомендации к обучению рисованию с натуры в начальных классах 51
Выводы по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авагян, И.Р. Задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе / И.Р. Авагян // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/03/zadachi-i-osobennosti-obucheniya-risovaniyu-v-kazhdoy-vozrastnoy (дата обращения: 15.04.2023).
Бегиева, Б.М., Кабжихов, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.02.2023).
Безруких, М.М., Фарбер, Д.А. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Новые исследования. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-fiziologii-razvitiya-rebenka (дата обращения: 15.04.2023).
Бенцман, Е.Е., Харитонова, А.А. Виды натюрморта и их значение для изобразительного искусства / Е.Е. Бенцман, А.А. Харитонова // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 8. – С. 88–101.
Бовина, Н.Р. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с натуры / Н.Р. Бовина // Молодой ученый. – 2019. – № 1 (239). – URL: https://moluch.ru/archive/239/55365/ (дата обращения: 15.04.2023).
Бурдакова, Н.П., Хвалева, Г.В. Натюрморт и психологические характеристики его восприятия / Н.П. Бурдакова, Г.В. Хвалева // Вестник художественного образования. – 2021. – № 7. – С. 90–106.
Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 16.02.2023).
Волкова, А.П. Акварель в изобразительном искусстве. Монография / А.П. Волкова. – Сызрань: Проект, 2022. – 290 с.
Гуашь – это самый простой подвид краски клеевого типа, которые растворяются в воде. Особенностью рисования гуашью является то обстоятельство, что когда она высыхает, изображение становится значительно светлее, чем оно выглядит, когда рисунок еще влажный после рисования, что сбивает младших школьников с правильного подхода к выбору цветовых решений во время создания натюрморта .
Важно также отметить, что изображение, созданное гуашью, является недолговечным, оно часто трескается после высыхания, что портит качество произведения и очень расстраивает младших школьников .
Сложностью применения гуаши для создания младшими школьниками натюрморта заключается в том, что данный вид краски зачастую скатывается в комки и искажает суть задуманного изображения. Также дети не могут с помощи гуаши правильно нарисовать тени и акценты на конкретных объектам .При этом, как отмечают исследователи, гуашь является очень удобным способом для создания натюрмортов различных типов, поэтому профессиональные художники применяют данную технику в полной мере, однако для младших школьников рисование натюрморта в технике гуаши является затруднительным, а потому нахождение данной темы в программе не может рассматриваться как эффективная методика реализации учебной программы .Таким образом, можно сделать вывод о нерациональности применения техники гуаши в начальных классах при обучении детей рисованию натюрморта с натуры.