Особенности творческого метода Леонардо да Винчи в создании портрета
ВВЕДЕНИЕ
Один из древнейших жанров в изобразительном искусстве – портрет. Именно в нем художник воплощает свое представление о человеке, изображенном на нем. Часто персоны, изображаемые на портрете, являются лицами героев, императоров, святых или обывателей той или иной исторической эпохи. Их авторское изображение сопровождается историческими и социальными процессами, происходящими в обществе, которые художник пытается показать. В таких работах важен не столько физический облик модели или портретное сходство, сколько след человека в истории, который он оставил в данный период. Через портреты, написанные в разные эпохи можно проследить исторические события и различные социальные процессы происходящие и характеризующие общественные отношения: меняющиеся взаимодействие между человеком и церковью, властью, экономикой и достижений науки. Во все времена, интерес к портрету среди обывателей и художников был велик и привлекал своей возможностью через портрет передать дух исторической эпохи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖИВОПИСЬ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА 7
1.1. Характеристика и особенности искусства Высокого Возрождения 7
1.2 Творческий метод Леонардо да Винчи: на рубеже науки и искусства 11
ГЛАВА 2. ЯЗЫК ЖИВОПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 19
2.1 Портрет в искусстве Леонардо да Винчи 19
2.2 Образ мадонны в картинах Леонардо да Винчи 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 36
Приложения
Список литературы
1. Алпатов, М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М.В. Алпатов. – М.: Искусство, 1976. – 288 с.
2. Аршинов, В. И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-традиция, 2002. С. 67-108.
3. Вазари, Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 640 с.: ил. – (Зарубежная классика).
4. Веццози, А. Леонардо да Винчи: Искусство и наука Вселенной / А. Веццози; Пер. с фр. Е. Мурашкинцевой. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО ««Издательство АСТ», 2001. – 160 с.: ил.
5. Волошинов, А.В. Математика и искусство / А.В. Волошинов. – М.: Просвещение, 1992. – 335 с.: ил.
6. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич - М.: Современник, 1996 – 494 с.: ил.
7. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П.П. Гнедич - М.: ЭКСМО, 2007 – 848 с.
8. Грищенков, В.Н. История и историки искусства: статьи разных лет /В.Н. Грищенков – М.: КДУ, 2005. – 656 с.
9. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения / М. Дворжак. – М., Искусство, 1978. Т. 2. – 81 с.
10. История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 2. Средневековый Восток. Европа XV – XVIII веков. / Ин-т философии АН СССР; Сектор эстетики. – М.: Искусство, 1985. – 456 с.
11. Каминг, Р. Художники: жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. / Р. Камминг. – М.: Слово: Лондон: Дорлинг Киндерсли, 1999. – 112 с.: ил. – (Домашний музей).
Тема изображения красивой молодой матери с ребёнком, очень привлекала мастера. Это заметно, если изучить сохранившиеся рисунки. Он рисовал девочек-женщин серьёзными и улыбающимися, выражающих нежность, во взгляде, наполненном чувствами любви, трепетной и тихой умиротворённости в позах, а прелестных младенцев – увлеченных игрой или прочими детскими забавами. У мастера сложно найти полное совпадение в интерпретации женской или детской фигуры. Это было нормальным для кватрочентистских художников, которые подчинялись классическому образцу Марии, который трактуется только как отношения матери к сыну, и является образцом для художников того времени. Они старались передать царственную невозмутимость Мадонны, не переходя грань преклонения Христу-младенцу. Леонардо да Винчи, наоборот, выбирает полностью ситуации, которые характеризуют этот образ с точки зрения человеческий чувств и эмоций. Подробно рассматривая сопровождающие их психологические и физиологические мотивы их деятельности, он находит тончайшие выразительные средства в сюжете стром как мир: Мадонна с младенцем.Другой, отличный от классического принцип чувственной связи между фигурами матери и сына мы наблюдаем на другой знаменитой картине руки Леонардо «Мадонна Бенуа». И она нашла свое пристанище в знаменитом Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Мария, очень молода, она сама еще практически девочка, играет с сыном, демонстрируя ему цветок. Малыш же, внимательно исследующий данный ему матерью предмет, выглядит серьёзным, сосредоточенным. (см. Прил.8)