Психологические возможности сетевого словесного творчества в преодолении личностных кризисов
Введение
Словесное творчество — это великое искусство, имеющее глубокие исторические корни, ведущие к мифам и преданиям различных народов, отражавшим их дух, быт и культуру. Ещё до появления письменности людям важно было выражать себя в слове и показывать культуру своего народа, что стало причиной появления устного народного творчества, которое также имеет множество различных поджанров, до сих пор изучаемых представителями различных наук.
Словесное творчество — явление очень интересное, сложное и многогранное. И оно и неудивительно, ведь слово обладает огромной психологической силой и несёт в себе множество социально-психологических функций как для отдельной личности, занимающейся этим творчеством, так и для всего общества. Кроме культурно-ценностных мотивов, творчество может нести в себе и экзистенциальную основу. Экзистенциальную функцию творчества, к примеру, рассматривал в своих трудах Н.А. Бердяев, утверждая, что в творческом процессе выражается свобода личности. «Творчество с
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Словесное творчество в подростковом и юношеском возрасте 8
§1. Феноменология творческих способностей 9
§2. Автор как субъект творчества 17
§3. Личностные кризисы 20
§4 Психологические особенности подросткового возраста и юношества 27
§5. Особенности творческих способностей в подростковом и юношеском возрасте 33
§6. Словесное творчество подростков и юношества 37
§7. Понятие сетературы как формы массовой литературы 44
§8. Жанры сетературы 48
§9. Психологические и социальные функции сетевой литературы 52
§10. Негативные последствия сетевой литературы 57
Глава 2.Исследование сетературы 60
§1. Анализ сетературы 60
§2. Выводы по контент-анализу 82
Заключение: 85
Используемая литература: 87
Приложения: 93
Используемая литература:
1. Абдиева Г.И. «Возрастные особенности юношеского периода», 2021 [https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-yunosheskogo-perioda/viewer]
2. Андропов В.П. «Психологические особенности творческого мышления подростков младшего и старшего школьного возраста»
[[https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya-mladshih-i-starshih-podrostkov/viewer]
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 423 с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства).
4. Белова В.А., Громова В.В. «Современные читательские предпочтения подростков и юношества», Череповецкий государственный университет, 2014 год
[https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-chitatelskie-predpochteniya-podrostkov-i-yunoshestva/viewer]
5. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16, № 5. – С. 49–58.
6. Бурцева Е.А., Батухтин И.Ю. «К проблеме своеобразия героя сетевой литературы»
[file:///C:/Users/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/Downloads/k-probleme-svoeobraziya-geroya-setevoy-literatury%20(1).pdf]
7. Васеничев С.А. «Автор как деятельный субъект словесного творчества», журнал «Казанская наука», №9, 2012
[https://elibrary.ru/download/elibrary_17973075_83068368.pdf]
8. Велижко Ю.В. «О соотношении понятий креативности, воображения и творческих способностей», Поволжская государственная социально-гуманитарная академия [https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-kreativnost-tvorcheskie-sposobnosti-tvorcheskoe-voobrazhenie-tvorcheskoe-myshlenie-v-issledovaniyah/viewer]
9. Вересов Н.Н. «Культура и творчество как психологические идеи», 1991 [http://voppsy.ru/issues/1992/921/921124.htm]
10. Волгуснова Е.А., Личман Д.С. «Общие и специфические особенности креативности в юношеском возрасте», 2017 [https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-i-spetsificheskie-osobennosti-kreativnosti-v-yunosheskom-vozraste/viewer]
11. Волков В.В., Волкова Н.В. «Массовая литература как книговедческий и лингвокультурный концепт», Тверской государственный университет, г. Тверь [file:///C:/Users/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/Downloads/massovaya-literatura-kak-knigovedcheskiy-i-lingvokulturnyy-kontsept.pdf]
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, СПб.: СОЮЗ, 1997.
13. Гефеле О.Ф., Филиппченкова С.И. «Психологический дискурс о специфике проявлений кризисов на возрастных этапах развития человека», Тверской государственный университет, г. Тверь, 2021 [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46318263]
14. Глазер А.А. «Негативное влияние социальных сетей на мировоззрение и поведение молодёжи» [https://elibrary.ru/item.asp?id=44670538]
15. Грязнова Е.В. «Возрастной кризис. К вопросу об определении», Нижегородский педагогический университет им. К. Минина, 2019 [https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnoy-krizis-k-voprosu-ob-opredelenii/viewer]
16. Губанова А.Ю. «Подростки в интернет-среде: общение, чтение, поведение», 2013 [file:///C:/Users/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/Downloads/podrostki-v-internet-srede-obschenie-chtenie-povedenie.pdf]
17. Гуту С.М. «Психологические особенн
Считается, что массовая литература связана с глобализацией культуры и «усреднением» культурных ценностей, поэтому персонажи таких произведений поверхностны, язык беден, а сами авторы мало отличимы друг от друга, так как их творческий процесс направлен исключительно на массового читателя и не содержит в себе элементов личной рефлексии. Основными чертами массовой литературы считается счастливый конец и доступность.
Однако такие представления достаточно стереотипизированы и связаны скорее с негативным восприятием слова «массовость», с оценкой этого понятия как чего-то очень поверхностного и примитивного. Если рассмотреть феномен массовой литературы глубже, можно увидеть, что такая литература в метафоричной форме затрагивает актуальные общественные проблемы, волнующие массы, а также нередко несёт в себе морально-нравственный контекст, который зачастую н