Особенности преломления марийских национальных традиций в скрипичном творчестве а. Эшпая

Скачать курсовую работу на тему: "Особенности преломления марийских национальных традиций в скрипичном творчестве а. Эшпая". В которой изучены особенности марийского музыкального фольклора в исследовательской литературе. Выявлены и проанализированы развитие марийских национальных традиций в названных произведениях А. Эшпая.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.12.2024
Объем файла
6247 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Андрей Яковлевич Эшпай – один из известных советских и российских композиторов. Он является ярким представителем национальной марийской музыкальной культуры. Он успешно работал во всех жанрах академической музыки, а также писал музыку к кинофильмам и спектаклям, автор более 100 романсов и песен.
Все его творчество пропитано народными мелодиями, ведь его отец, Яков Андреевич Эшпай, занимался собиранием и обработкой марийских песен.
Однако марийские народные интонации, используемые в произведениях А. Эшпая, на данный момент изучены недостаточно. Таким образом, исследование данной темы представляется нам актуальным с научно-просветительской и исторической точки зрения, что представляет собой предмет научной новизны.
Исполнительские особенности, а также черты марийского фольклора в скрипичных произведениях предметом специального исследования не становились, что усиливает актуальность настоящей работы.
Материалом исследования являлись особенности претворения национа

Содержание

Введение……………………...………………………………………………3

Глава 1. Марийский фольклор в творчестве А. Эшпая……………………5

1.1 Особенности марийского фольклора……………………………………5

1.2 Творчество А. Эшпая ……………………………………………………9

Глава 2. Черты марийской народной музыки в произведениях для скрипки А.Эшпая………………………………………………………………………11

2.1. Концерт для скрипки с оркестром № 1………………………………...11

2.2. Симфонические танцы на марийские темы …………………………...20

2.3. Мелодия и танец для скрипки и фортепиано…………………...….......27

Заключение…………………………………………………………………....36

Список литературы………………………………………………………...…38

Список используемой литературы и интернет-источников.

1. Андрей Эшпай: творческий метод, жанрово-стилевые аспекты. Воспоминания современников: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 2 декабря 2016 г. РАМ им. Гнесиных / Отв. Ред. Т. Красникова. – М.: Пробел-2000, 2019. – 112 с.
2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке, интерпретация произведений скрипичной классики: Учебное пособие. – М., Музыка. 1965.
3. Богданова А. Андрей Эшпай – М., 1986.  – 142с.
4. Бражник Л., Алжикова Г. Марийские песни в системе венгерского музыкального образования // Ежегодник финно-угорских исследований. – 2017. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mariyskie-pesni- v-sisteme-vengerskogo-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 24.12.2022).
5. Васильев В. Мари муро. Издание Центрального Отдела Мари Наркома Национальностей. – Казань, 1919.
6. Вятские губернские ведомости. Черемисские игрища – 1861. – №20. – С. 161-163.
7. Герасимов О. Народная музыка мари: традиции и современность. Учебное пособие. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 1999.  – 55 с.
8. Герасимов О. Некоторые замечания о музыкальном фольклоре елабужской группы восточных мари // Музыкальное наследие финно-угорских народов. – Таллин, 1977. –  С. 429.
9. Гульянц Е. Андрей Эшпай: Беседы. Статьи. Материалы. Очерки – М.: Сов. композитор, 1988. – 293 с.
10. Егорова О. Фольклорные традиции в творчестве марийских композиторов: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1978.
11. Зароднюк О. Жанр концерта в отечественной музыке 1980-1990-х годов: Учебно-методическое пособие по курсу «Современная музыка». – Н. Новгород, 2012.  – 48 с.
12. Казанская Л. Очерки истории марийской советской музыки. – М.: Сов. композитор, 1983.
13. Казимов А., Молотова Т., Никитина Т., Попов Н., Шаров В. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Издание 2-е, дополненное. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2013.
14. Кондратьев А.А. Эшпай – музыканты и композиторы из Кокшамар.  – Уфа: Информреклама, 2003 – 253 с.
15. Маклыгин А. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма: Монография. – Казань, 2001. – 356 с.
16. Мамаева М. Яков Андреевич Эшпай (1890-1963). – Йошкар-Ола, 1995. – 27 с.
17. Медведев А., Щедрин Р. Скрипичный 

Блеск его оркестрового письма вызывает аналогии не столько с романтизмом, сколько с более поздней её ветвью – импрессионизмом» [11, с.25].
Уже в ранних произведениях Эшпая наблюдается связь с марийским фольклором: Сюита для кларнета с фортепиано (три марийские мелодии), Рапсодия для скрипки и фортепиано, Мелодия и танец для скрипки и фортепиано. Он мастерски соединял народную музыку со своим композиторским взглядом. А. Эшпай говорил : «Я принадлежу к тем музыкантам, которые считают, что народная музыка – их родной язык, и говорить на нем надо своими словами» » [19, с. 29].
В крупных инструментальных жанрах, таких как Симфонические танцы на марийские темы, Симфония №3 («Памяти моего отца»), Концерт №1 и №2 для фортепиано с оркестром, Андрей Эшпай цитировал и полифонически развивал подлинные народные мелодии. Он очень точно подбирал солирующие инструменты, чтобы передать нам образ и характер марийской народной песни.
Творчество А. Эшпая многогранно. Это и