Переживание безопасности и темпоральность субъектов образовательного процесса
ВведениеАктуальность проблемы психологической безопасности в образовательной среде обусловлена возрастающими потребностями государства и общества в психологически здоровой личности, которая могла бы успешно справляться с технологическими, информационными и социально-психологическими угрозами современного мира.
Поэтому при разработке новых образовательных стандартов и программ особое внимание должно обращаться на создание таких условий образовательной среды, которые способствуют формированию здоровой и благополучной личности. Важным условием сохранения здоровья и обеспечения психологического благополучия детей является переживание ими психологической безопасности.
Восприятие времени – это отражение объективной длительности, последовательности и скорости течения явлений действительности. На осознание и восприятие времени воздействуют возраст, степень включенности в определенное дело и эмоции [16].
Содержание
Введение 3
1 Время и безопасность личности 7
1.1. Безопасность субъектов образовательного процесса как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Переживание безопасности: определение понятий 14
1.3. Проблема темпоральности субъектов образовательного процесса 20
2 Эмпирическое исследование: темпоральные характеристики безопасности личности 34
2.1 Методика исследования 34
2.2. Описание результатов исследования 35
2.3 Разработка рекомендаций, направленных на распоряжение временем в целях личной безопасности 41
Заключение 48
Список литературы 51
Список литературыАбульханова, К. А. Время личности и время жизни : монография / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — 304 с. – ISBN 5-89329-377-0. – Текст : непосредственный.
Андреева, С. Г. Проблема психологического времени / С. Г. Андреева. – Текст : электронный // Вестник КамчатГТУ. – 2009. – №8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskogo-vremeni (дата обращения: 07.02.2023).
Баева, И. А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды / И. А. Баева. – Текст : электронный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2010. – №128. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschepsihologicheskie-kategorii-v-praktike-issledovaniya-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 07.02.2023).
Баева, И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И. А. Баева, В. В. Семикин – Текст : электронный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2005. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov (дата обращения: 07.02.2023).
Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности : монография / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова / под ред. И.А. Баевой. – Москва: Изд-во «Нестор-история, 2011, 272 с. – ISBN 978-5-98187-638-7. – Текст : непосредственный.
Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение / И. А. Баева, Л. А. Гаязова – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2012. – № 3. – С. 30-40. – EDN PDPQQT.
В частности, неотъемлемыми свойствами сознания выступают временность, текучесть (поток сознания) и субстанциальность, когда текучесть может существовать не иначе, как только на фоне чего-то устойчивого. При этом субстанция не имеет реального существования, конкретных свойств, она есть лишь формальный, непредставимый принцип постоянства. Благодаря временности, психика становится целостной системой, а личность обретает собственную биографию или «жизненную дорогу».
В-третьих, проблема временных отношений в образовательном дискурсе актуализируется в связи с особой значимостью трансляции темпоральных смыслов для различных целевых аудиторий, особенно в ситуациях межкультурных коммуникаций. Пространственно-временной континуум, в котором разворачивается процесс подготовки кадров, вбирает в себя всё разнообразие культурных, ментальных, аксиологических, эпистемических, когнитивных особенностей восприятия и выражения времени, присущих сотрудникам правоохранительной деятельности.