Особенности консультирования клиентов с низкой самооценкой
ВВЕДЕНИЕ
Проблема и актуальность. Вопросы, связанные с развитием самосознания и самооценки человека являются одними из наиболее актуальных и значимых в современной психологии личности, поскольку именно проблеме самооценки личности в процессе исследования самосознания отводится ключевая роль. Самооценку личности можно назвать объединяющим началом и стержнем развития самосознания личности. Только при формирования определенной самооценки человек обретает свою личность.
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза человека, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом организма, процессом полового созревания, что оказывает значительное влияние на психофизиологические особенности ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ 1. Зарубежные и отечественные подходы к исследованию самооценки в структуре Я – концепции 7
1.1. Самооценка в Я – концепции 18
1.2. Самооценка в структуре личности 22
1.3. Уровни самооценки 26
2. Характеристика клиентов с низкой самооценки 28
2.1. Юношеский возраст 29
3. Психологическое консультирование клиентов низкой самооценки 30
Выводы по первой главе 37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСКОВ С ПРОБЛЕМОЙ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ 38
Выводы по второй главе 48
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КЛИЕНТОВ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ 3.1. План, схема консультирования 49
3.2. Тренинг 53
Выводы по третей главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 65 с.
- Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев: Избранные психологические труды. М., 1995. – 49 с.
- Бёрнс, Р.Б. Я-концепция и воспитание / Р.Б. Бёрнс. — М., 1989. – 86 с.
- Бернс Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р. Бернс. – Самара, 2003. – 72 с.
- Валицкас, Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва, 1989. – 54 с.
- Википедия. Уровни самооценки. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 19.03.2022).
- Винтин, И.А. Исследование личности и коллектива в педагогической практике / И.А. Винтин. – Саранск: ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. – 120 с.
- Гангнус, Н.А. Система деятельности педагога по обеспечению формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности / Н.А. Гангнус // Вестник развития науки и образования. - 2007. - №1. – 28 с.
- Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике / Н.С. Глуханюк: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216 с.
- Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. – Москва, 2011. – 69 с.
- Ермаков, П.Н. Психология личности: учеб. пособие / П.Н. Ермаков, В.А. Лабунская. – Москва, 2007. – 232 с.
- Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 134 с.
- Карпова, А.В. Общая психология: учеб. / под общ. ред. А.В. Карпова. – М., 2005. – 138 с.
- Келли, Дж. Теория личности: психология личных конструктов / Дж. Келли. – СПб.: Речь, 2000. – 49 с.
- Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас- М.: Академический проект, 1999. – 130 с.
- Кули, К.Х. Человеческая природа и социальный порядок Нью-Йорк / К.Х. Кули. – Москва, 1922. – 72 с.
- Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь. 2001. – 240 с.
- Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. - М.: Воронеж, 1997. – 23 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 346 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб., 2013. – 245 с.
- Мид, Г.Х. Разум, личность и общество / Г.Х.Мид. – Чикаго. 1934. – 84 с.
- МБОУ СОШ № 29 [Электронный ресурс]. Новороссийск, 2022. URL: http://school29.ucoz.org. (Дата обращения: 21.03.2022).
- Немов, Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 94 с.
- Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М., 1991. – 37 с.
- Роджерс, К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 120 с.
- Рябикина, З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / З.И. Рябикина. – Краснодар, 1995. – 88 с.
- Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство) / С.Я. Рубинштейн. – Тернополь, 2004. – 168 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / сост., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2009. – 99 с.
- Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М., 2001. – 122 с.
- Сосновский, Б.А. методика самооценка личности (О.И. Мотков) / Б.А Сосновский. – Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. – 87 с.
- Сосновский, Б.А. Психология: учеб. для пед. вузов / Б.А. Сосновский. – М., 2014. – 87 с.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М., 1983 – 155 с.
- Тренинг для подростков, направленный на повышение самооценки [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ (Дата обращения: 21.03.2022).
- Фоменко, Г.Ю. Принцип целостности бытия личности. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Г.Ю. Фоменко, В.В. Знаков и З.И. Рябикин. – М., 2005. – 160 с.
- Хоружий, С. Н. Избранные труды / С.Н. Хоружий. – Москва, 1980 – 63 с.
- Хьелл, Л.А. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л.А. Хьелл, Д.Дж. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – 78 с.
- Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М., 1977. – 53 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М., 2006. – 148 с.
Психологическое консультирование уже давно приобрело статус одного из самых эффективных и популярных методов психологической помощи. Круг проблем, решаемых консультантами, довольно широк: проблемы профессиональной деятельности, семейные проблемы, детскородительские конфликты, межличностные отношения, личностный рост и многие другие. Все заметнее становится тенденция сращивания психологического консультирования и психотерапевтических методов, на основании чего в рамках консультативной беседы становится возможной работа с базовыми структурами человеческой психики.
Именно такой структурой является самоотношение человека. Проявляясь в широком круге ситуаций, самоотношение играет ключевую роль в формировании гармоничного образа себя, уверенного и успешного поведения. Одним из ключевых характеристик самоотношения является самооценка. Первоначально складываясь в процессе детско-родительских отношений, с течением жизни самооценка становится важнейшим регулятором поведения человека. Адекватная самооценка свидетельствует о зрелом, реальном видении собственных характеристик и ведет к адекватному поведению человека в различных ситуациях. В случае неадекватного оценивания себя возникает множество проблем, прежде всего, психологического плана.