Связь копинг-стратегий подростков с эмоциональной привязанностью к матери
ВведениеАктуальность исследования.
С 90-х гг. XX в. в отечественной психологии фиксируется повышение интереса к вопросам совладающего поведения. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям человека. Одним из психологических механизмов адаптации человека к изменившимся социальным условиям является совладание с возникающими трудными ситуациями. Психологическое совладание взрослых и детей в спорных жизненных ситуациях во многом определяет эффективность их социально - психологической адаптации к условиям жизни. Психологи с помощью разных методов пытаются решить проблемы развития стрессоустойчивости человека, формирования у него личностных качеств, способствующих совладанию с жизненными трудностями.
Изучение проблем копинг-поведения, как обратили внимание ряды авторов, находится на начальной стадии (Белан Е.А., 2004; Крюкова Т.Л., 2004).
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы копинг-поведения подростков. 9
1.1. Особенности подросткого возраста 9
1.2. Копинг-стратегии 15
1.3. Особенности поведения подростков 20
1.4. Понятие привязанности 25
1.5. Привязанность как аспект социализации 35
1.6. Взаимоотношения родителей и детей в подростковом возрасте 40
1.7. Семейные установки и социальное поведение подростков 46
Выводы по первой главе 52
Глава 2 Исследование взаимосвязи копинг-поведения подростков и эмоциональной привязанности к матери 54
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 54
2.2 Методики исследования 54
2.3. Результаты эмпирического исследования 59
Выводы по второй главе 78
Глава 3. Условия коррекции неконструктивного копинг поведения 80
3.1. Средства коррекции неконструктивного копинг поведения 80
3.2. Факторы, влияющие на коррекцию неконструктивного копинг поведения………………………………………………………………………86
Заключение 88
Список литературы 91
Приложение 1. Тексты опросников, которые были применены при проведении исследования 105
Приложение 2 Таблицы результатов 114
Список литературыАбрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова - М.: Академический проект, 2001. - 480с.
Авдеева, H.H. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери. / Н.Н.Авдеева // Психологическая наука и образование, 2006. - №2. - 82-91 с.
Авдеева, H.H. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия. / Н.Н.Авдеева, Н.А.Хаймовская // Психологический журнал, 1999. - Т. 20. -№ 1. -39- 48 с.
Авдеева Н.Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская - М.,- 2003. -152 с.
Авидон И. «Тренинг взаимодействия в конфликте»/ И. Авидон О. Гончарова С-П «Речь» 2008.
Александрова Е.А. «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2006. - 144 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 2000. -376 с.
Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. / Г.М. Андреева Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская - М. Аспект Пресс. - 2002. - 49 с.
Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования / Н.В.Андреенкова -М., 1970. 303с.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / СПБ.: Питер, 2003. -272 с.: ил.-/ Серия «Эффективный тренинг»
Асанова, Н.К. Интервью для взрослых о привязанностях Методическое пособие - / Н.К.Асанова - М.: Институт детской психотерапии ипсихоанализа, 1997 -16 с.
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / Под ред. А.Л.Гройсмана. — М.: Магистр, 1999. - 96 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998.-298 с.
Подросток стремится к свободе, уклоняется от родительской опеки, пытается наладить сотрудничество и готов к конкуренции с партнерами – именно так можно охарактеризовать процесс социализации. Общаясь со сверстниками, подросток узнает о существовании проблем, возникающих в результате взаимодействия с людьми, в кругу равных по статусу происходит усвоение этических норм.
Взаимоотношения родителей и детей в подростковом возрастеОтношения родителей и детей могут быть разными. Если рассмотреть ситуацию под другим углом, то идеальных отношений как таковых не существуют. В связи с этим, в правдоподобности выражения об идеальных отношениях можно усомниться. На уровне научного или обыденного сознания стабильные или просто хорошие отношения с детьми возможны в семьях, где во главе "достаточно хорошие" родители.