Использование современных информационных технологий в муниципальном управлении на примере деятельности Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «ДЭУ №1»
ВВЕДЕНИЕАктивное применение информационных технологий в органах государственной и муниципальной власти обусловлено, в первую очередь, глобальной информатизацией всех сфер общественной жизни, и позволяет заметно повысить эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления.
Использование информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на важнейшие социальные институты и сферы жизни, а информация является важнейшим стратегическим ресурсом и производственным фактором. Владение соответствующей и достоверной информацией и умение эффективно применять методы и способы ее обработки и использования являются основой успешной деятельности как компаний, так и органов власти. Переход общества в информационную эпоху во многом основан на информационной революции середины ХХ века, заложившей основы нового технологического уклада и во многом обусловившей изменения социальной и экономической структуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРТСВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ 7
1.1 Муниципальное управление в системе публичной власти Российской Федерации 7
1.2 Современные информационные технологии в государственном и муниципальном управлении 17
1.3 Методологическая база по оценке эффективности внедрения цифровых технологий, подходы к оценке цифровой зрелости 25
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ 31
2.1 Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении в странах Европы 31
2.2 Опыт применения информационных технологий в государственном и муниципальном управлении в Китайской Народной Республике 40
2.3 Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении в Японии 49
ГЛАВА 3. ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 58
3.1 Цифровая платформа обратной связи (ПОС) «Госуслуги. Решаем вместе»: история создания, основные характеристики 58
3.2 Цели, задачи, содержание и формы деятельности Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «ДЭУ-1» 68
3.3 Анализ практики применения цифровой платформы обратной связи в деятельности МКУ «ДЭУ-1» города Новосибирска 74
3.4 Оценка цифровой зрелости МКУ «ДЭУ №1» и рекомендации по совершенствованию использования информационных технологий 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (редакция от 25.02.2022).
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (редакция от 14.07.2022).
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»» (редакция от 02.06.2022).
Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7.
Постановление Правительства РФ от 28.01.2002. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (редакция от 09.06.2010).
Анашкин П.А. Информационное обеспечение задач управления в условиях цифровой трансформации [Текст] / П.А. Анашкин, Н.Н. Казанцев, С.В. Серебряков // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2022. – Т. 1. – С. 86-92.
Володенков С.В. Технологии интернет-коммуникации как инструмент влияния на функционирование современных институтов власти: актуальные вызовы [Текст] / С.В. Володенков, А.Б. Ромашкина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2020. – № 1. – C. 33-40.
Таким образом, использование концепции электронного правительства усиливает возможность обратной связи с населением, что сказывается не только на улучшении результатов государственного управления, но и на административных издержках бизнеса и населения при использовании цифровых информационных технологий. Из стран европейского союза наиболее адаптированной к использованию электронного правительства является Австрия, которая в 2020 году смогла занять 6 место, обогнав 39 стран с 2018 года, уступив только Эстонии, Республики Корея, США, Японии и Новой Зеландии. Тем не менее, у Австрии также есть как сильные стороны использования электронного правительства, так и слабые. Если в Австрии почти 90% государственных услуг доступно онлайн, то в среднем по Европе оцифровано 68% услуг. Но Австрия отстает от ведущей европейской группы с точки зрения прозрачности и контроля использования личных данных граждан.