Психолого-педагогическая коррекция страхов детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, направлен на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Соблюдает принцип самоценности детства — понимание детства как периода жизни значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а, значит, является показателем того, что необходимо уделять большое внимание психическому здоровью и развитию личности ребенка в целом [25, 31].Учеными доказано, что страхи представляют собой сложный процесс: боятся дети, за них переживают окружающие взрослые, ещё больше подкрепляя эти страхи или запуская новые. Наличие страхов в детском возрасте нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности (В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.). Исследование детских страхов взаимосвязано с пониманием значимости того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей оказывают влияние на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов (В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, Э. ЛеШан, П. Поппер, Й. Раншбург, Г. Эберлейн и др.)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 1.1 Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме страхов 10
1.2 Классификация, причины возникновения и психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста 16
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 25
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 2.1 Этапы, методы, методики психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 34
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Организация и содержание работы по психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 48
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента по психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бавина, Т.В. Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова – М.: АРКТИ, 2019. – 64 с.
2. Бехтерев, В.М. Охрана детского здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. М: Воронеж, 2021. - 416 с.
3. Горковенко, И.В. Снижение тревожности и преодоление страхов у детей дошкольного возраста // И.В. Горковенко. Авантаж, электронный педагогический журнал, 2017-2018. – 77 с.
4. Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. / А.Б. Горстко. – М.: Знамя, 1991. – 160 с.
5. Грановская, Р.М. . / Р.М. Грановская – 5-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 2018. – 608 с.
6. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. Даль. В 4-х кн., кн. 4. – М.: «Русский язык», 2021.
7. Долгова, В.И. Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет // В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, Н.Б. Погорелова. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 7
8. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. М.: Изд. центр «Академия», 2018. - 98 с.
9. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров. Серия «Психология ребенка». — СПб.: СОЮЗ, 2000. — 448 с.
10.Зубкова, А.С. Детские страхи: книга для родителей и педагогов / А.С. Зубкова, С.Г. Зубанова. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 128 с.
11.Климанова, Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 2019. - № 9. – 102 с.
12. Развитие детей в норме и патологии: психо логическая диагностика, профилактика и коррекция. / Я.П. Коломинсккий, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. — СПб.: Питер, 2018. – 480 с
13. Колягина, В.Г. Психология страхов дошкольников: монография / В.Г. Колягина. - М.: Прометей, 2018.
Проблема страхов детей дошкольного возраста и их коррекция принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Словарь психологических терминов дает следующее определение: «страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности». В отличии от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Большие проблемы в развитии личности ребенка вносят эмоциональные нарушения. Дети, чьё развитие отягощено этими нарушениями постоянно могут испытывать противоборство разнонаправленных эмоций, и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то они затрудняют социальные контакты и снижают качество жизни. Устойчивые негативные переживания влияют на важнейший элемент самосознания – самооценку, на ход развития личности ребенка, особенности его социального поведения, его активности и самостоятельности. Преобладающие страхи могут нанести сильную травму и трансформироваться в серьезные психические отклонения, поэтому важно диагностировать и корректировать страхи детей дошкольного возраста на этапе их формирования или преобладания.Определялась группа детей, чье развитие отягощено внутриличностным конфликтом (испытывающие страх, тревожность) и, как следствие, имеющие изменения в поведении и затруднении социальных контактов. При организации занятий необходимо было учесть особенность «ведущего страха» и создать максимально располагающую атмосферу доверия.Данная программа является психолого-педагогической, и направлена на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста. В качестве дополнительных направлений программы предусмотрено развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, коррекция самооценки детей, повышение активности, снятие мышечного напряжения, расслабление, знакомство со своими чувствами и эмоциями, умение их выражать и создание общего позитивного настроения.