Основные особенности поэтики абсурда в художественном мире А.П. Чехова.
Введение
– Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней.
А.П.Чехов «Драма на охоте»
Антон Павлович Чехов - один из величайших писателей за всю историю России. Он был одним из тех писателей, которые постоянно изображали обычную человеческую жизнь с необыкновенным мастерством. Во всех своих произведениях он постоянно давал голос людям всех социальных классов и сословий. Произведения Чехова давно вошли в список "самых человечных" в мировой литературе, в них насчитывается около восьми тысяч персонажей. Можно сравнить ее с "Человеческой комедией" Оноре - де -Бальзака, которая довольно хорошо известна в литературных кругах - она насчитывает не более трех тысяч произведений. Можно сказать, что Чехов действительно совершил «первую литературную революцию в России». Даже Лев Толстой, который боялся и иногда презирал новое поколение писателей, потому что считал, что они состоят сплошь из врачей и материалистов, выделил Чехова среди всех молодых писателей, хотя
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Понятие и место абсурда в эстетической категории 5
1.1. Феномен абсурда в философии. 5
1.2. Явление абсурда в художественных произведениях. 11
Выводы к главе 1 21
Глава 2. Чехов и мотивы абсурда в русской литературе 23
2.1. Становление Чехова в культуре абсурда 23
2.2. Поэтика абсурда Чехова в драматических произведениях 34
Выводы к главе 2 54
Глава 3. Любовь как средство преодоления абсурдности бытия в мире произведений Чехова 56
3.1. Объективная невозможность в мире абсурда- любовь. 56
3.2. Противостояние чувств героев А.П.Чехова абсурдности бытия 67
Выводы к главе 3 71
Заключение 73
Список литературы 75
Список литературы
1.Абдуллаева З. Вещь в мире Чехова // Декоративное искусство СССР. – 1985. – №4. – С. 194 – 201
2.Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л.: Academia, 1927. – 186 с. (Вопросы поэтики: Непериодическая серия, издаваемая Отделом Словесных Искусств. Вып. IX.)
3.Белик А.П. О своеобразии нравственно-эстетической позиции А.П. Чехова // Вопросы философии. – 1981. – №12. – С. 127 – 137
4.Бердников Г.П. Чехов в современном мире // Вопросы литературы. – 1980. – №1. – С. 65 – 97
5.Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. И. Шестова // Сочинения. В 2 т.– Т. 1. – М., 1993. – С. 517-537.
6.Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина / О. Буренина [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://www.ec- dejavu.net/a/Absurd.
7.Быков Д. Два Чехова // Журнальный зал. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/2010/1/by15.html
8.Газина К. В. Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова[Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 23-26.
9.Делез Ж. Логика смысла. –М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 480 с.
10.Ивин А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 320 с.
11.Ионеско Э. Есть ли будущее у театра абсурда? / Э. Ионеско
[Электронныйресурс].–Режим доступа: http://www.ec- dejavu.net/a/Absurd.html.
12.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 222 – 318.
13.Клюев Е.В. Теория литературы абсурда. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 104 с.
14.Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. – М.: Издательство «Наука»,1975. – 720 с.
15.Кононенко Е.В. Чеховские карнавальные традиции в прозе Е. Спарк // Література в контексті культури : Зб. наук. праць. Вип. 20 (1). / Ред. кол.: В. А. Гусєв (відп. ред.) та ін. – Д.: Вид-во ДНУ, 2010. – С. 107-114.
16.Кравец А. Теория смысла Ж. Делеза:
Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, Левитова и др., а также Островского. В произведениях этого направления публичная критика принимает форму прямого, резкого осуждения, сатирической насмешки; конфликт воплощается в открытом столкновении социально типичных и во многом «однолинейных» персонажей: новелла приближается к сжатой комедии, драматической сцене («Толстый и тонкий», «Маска» и др.). Об этих приемах художественного обобщения, достигающих большой силы и значения, наиболее свидетельствуют рассказы, разновидности, зарисовки персонажей («Унтер Пришибеев» и др.) молодого Чехова, хотя произведения такого рода встречаются и в его поздних произведениях. («Человек в футляре» и др.).
Однако значение Чехова в русской и мировой литературе базируется прежде всего на произведениях, написанных с конца 1980-х гг., которые постепенно (или исторически и типологически) связаны с психологическим реализмом Л. Толстого и в которых проявилось чеховское новаторство. наиболее ярко [56