Развитие нравственных качеств у младших школьников посредством гуманно-личностного подхода в образовательном процессе
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Тема исследовательской работы «Развитие нравственных качеств у младших школьников посредством гуманно-личностного подхода в образовательном процессе» остается актуальной на сегодняшний день, так как ФГОС НОО ставит своей целью воспитание высоконравственной личности, ведь от этого зависит развитие нашего государства в целом.
Также и в национальной доктрине образования Российской федерации можно увидеть, что в качестве перспективных целей и задач присутствует развитие у обучающихся таких качеств, как нравственность, готовность принимать ответственные решения, а наряду со способностью к сотрудничеству и взаимопониманию, динамизмом и конструктивностью мышления важны и наличие чувства ответственности перед всем обществом в целом и перед членами своей семьи в частности. Поэтому от системы образования общество также ожидает необходимого участия, что и делается через образовательный процесс в массовой школе с помощью различных средств.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Основные понятия 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧАЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ 7
1.1. Определение нравственности и сущность гуманно-личностного подхода в системе образования 7
1.2. Анализ явления: возрастной контекст. Возрастная норма сформированности явления 11
1.5. Обзор методов и методик изучения явления и процесса 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ 62 ГОРОДА ТЮМЕНИ 19
2.2 Модель диагностики сформированности нравственных качеств учащихся МАОУ СОШ 62 г. Тюмени 19
2.3 Констатирующий эксперимент: анализ уровня сформированности нравственных качеств младших школьников 20
2.4 Модель формирующего эксперимента на основе результатов констатирующего эксперимента 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова — 6-е изд.. — : Академический Проект, 2004 — 471 c.
Афанасьева А.И., Богданова О.С. Нравственное воспитание [Текст] : Пробл. теории и практики / [Л.М. Архангельский, и др. ; Редкол.: А.К. Уледов (отв. ред.) и др.]. - Москва : Мысль, 1979. - 303 сБабишин С.Д. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. [Текст] / С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика,1985
Банников, В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности [Текст] / В.Н. Банников // Начальная школа. – 2012. - №8. – с. 41-45.
Богданова О. С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками : Пособие для учителя /. - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 1985. - 176 с.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Фельдштейна Д.И. – М. : Изд-во ИПП, 1995. – 352 с.
Болдырев, Н. И Нравственное воспитание школьников [Текст] / Болдырев, Н. И — . — Москва: Знание, 2000 — 224 c.
Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 360 с
Воспитание нравственных качеств через разные виды деятельности // Elibrary.com URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36824415 (дата обращения: 18.03.2023).
Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
Гивишвили, Гиви Васильевич. Феномен гуманизма. Практический гуманизм в истории и политике, экономике и праве [Текст] : [монография] / Г. В. Гивишвили. - Изд. 2-е. - Москва : ЛЕНАНД, cop. 2017. - 447 с.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка. – URL: http://slovardalja.net (дата обращения: 17.05.2018)
Понятия нравственности и гуманизма в современном мире как никогда становятся актуальными, бездуховность даже приравнена к глобальным проблемам человечества, в связи с чем на данный момент к ее решению привлекается все большее количество ученых, так как гуманизм и уровень нравственного развития личности можно смело назвать одним из основных критериев общественного прогресса.
В источниках содержится огромное количество определений понятия «нравственные качества». В древней и античной мысли такие философы как Платон, Сократ, Аристотель, Диоген и другие объединяли нравственность с философией и правом и считали, что она имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего так называемую телесную и психическую гигиену жизни.