Приёмы формирования навыка морфемного анализа у учащихся третьего класса с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. В течение многих лет психологи, педагоги, психолингвисты и логопеды исследовали состояние речевого развития ребёнка. В ходе онтогенеза дети учатся определять, правильно ли высказано утверждение, относительно языкового стандарта родного языка. В. И. Лубовский полагал, что речевая система в некоторой степени не развита у младших школьников с задержкой психического развития. Они испытывают трудности в правильном применении речевых элементов на практическом уровне, что задерживает и ограничивает возможность перехода на более повышенный теоретический уровень владения языком, где ребенок понимает элементы строения языка - слова, которые, по его мнению, можно применять для построения предложений, собирая их, и разные комбинации с ними. Для успешного усвоения учебного материала в курсе изучения русского языка большую роль играет морфологический принцип письма, на котором строится большинство правил правописания слов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования навыков морфемного анализа у младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1 Становление навыка морфемного анализа при нормотипичном развитии 6
1.2 Особенности навыка морфемного анализа учащихся с задержкой психического развития 12
1.3 Приёмы формирования навыка морфемного анализа у младших школьников с задержкой психического развития 15
Выводы по главе 1: 20
Глава 2 Характеристика нарушения навыка морфемного анализа у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 22
2.1 Организация и содержание исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования навыков морфемного анализа 26
Выводы по главе 2: 28
Глава 3 Логопедическая работа по формированию морфемного анализа у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 30
3.1 Основные цели, задачи и содержание логопедической работы по формированию навыка морфемного анализа у учащихся 3 класса с задержкой психического развития 30
З.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 38
Выводы по главе 3: 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 53
Приложение Б 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст]/ Л.И. Айдарова. — М.: Просвещение, 1978. – 357 с.
Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] / А.К. Аксенова. - М.: Владос,1999. – 134 с.
Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. - С. 7-20
Ахутина, Т.А. Диагностикаречевых нарушений школьников [Текст]: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 157 с.
5 Барабанова, М.Ю. Формирование действия морфемного анализа слов при изучении темы «Состав слова» [Текст] / М.Ю. Барабанова // Журнал «Начальная школа», 1994.- №3. - С. 35 - 37
Волкова, Г.А.Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/ Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.-144 с.
Власова, Т.А. ЗПР у детей и пути их преодоления [Текст]/Т.А. Власова, Певзнер М.С.//Обзорная информация. – М., 1976.- №8.- 40 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2000. – 352 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 472 с.
Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов/ В.П. Глухов- М.: АСТ – Астрель, 2005.- 351 с.
Грибова, О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. 1999. - №3. - С. 3-12
Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]/ Н.С. Жукова. – М.: Астрель, 2014. - 457с.
Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст]/ Е.А. Земская. - М.: Наука, 1992. — 221с.
Так опыт овладения префиксальным способом словообразования является ничем иным как процессом формирования определенных когнитивных схем, каждая из которых транслирует определенное лексическое значение [35, с.22]. Например, слово «подплыть» имеет две когнитивные схемы: одна в значении приближения, другая – продвижения одного объекта под другим. Школьный опыт идентификации приставок, суффиксов (в существительных, в глаголах и т.д.) формирует схемы другого, более высокого порядка. Таким образом, знание о конкретной приставке или определенном суффиксе – это концепт, который можно представить когнитивной схемой.
Для учащихся изучение морфемного состава слова и аналитический опыт в его наблюдении и синтезировании слов из морфем являются своеобразной тренировочной базой, которая помогает преобразовать знания о морфемном составе слова в определенные когнитивные схемы. Умение анализировать морфемный состав слова и определять наличие или отсутствие в нем определенных орфограмм связано с активизацией поисковой деятельности школьника, развитием саморегуляции и целенаправленности в работе с языковым материалом. [5, с. 33].