Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ
В Настоящее время в образовании происходит переход на обучение с использованием инклюзии, что влечет за собой более детальное изучение развития детей с расстройством аутистического спектра, а далее по факту изучения данных о их развитии, правильной постройки воспитания и обучения в соответствии с возрастными особенностями и с учетом всестороннего развития личности в целом в условиях инклюзивного образования. Одним из главных условий формирования личности является успешное формирование сенсорного развития детей в период дошкольного возраста, поскольку именно в этот момент происходит наиболее интенсивное его становление, которое в последствии оказывает влияние на дальнейшее развитие ребенка в целом, на способности к обучению. Важную роль здесь играет зрительное восприятие, поскольку это многоуровневый, сложный системны процесс, в ходе работы которого поступает большее количество информации из вне в мозг человека.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ проблемы сенсорного развития дошкольников с РАС…………………………
1.1Анализ понятия сенсорика в психологии………………….
1.2 Формирование сенсорики в онтогенезе при норме развития…….
1.3 Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом ….
1.3.1 Изучение классификаций аутизма…………………….
1.3.2Изучение клинико-психологических причин аутизма……
1.3.3 Психологические особенности развития детей с аутизмом…….
1.3.4Особенности сенсорного развития детей с аутизмом………
1.4 Особенности развития зрительного восприятия в онтогенезе при норме развития…………………………………………………………………….
1.5 Роль зрительного восприятия в контексте формирования психологической сферы у дошкольников с РАС………….
Вывод по первой главе…………………………………………………
Глава 2 Эмпирическое исследование уровня развития зрительного восприятия дошкольника с РАС …………………………
2.1 Организация и методическое обеспечение исследования уровня развития зрительного восприятия дошкольника с РАС…………………
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития зрительного восприятия дошкольника с РАС ……………………………….
2.3 Методические рекомендации по развитию зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Вывод по второй главе………………………………………………….
Глава 3 Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
3.1 Научно-методические основы, ориентированные на развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
3.2 Коррекционная программа развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Заключение…………………………………………………
Список литературы………………………………………………………....
Приложения……………………………………………………………
Список литературы1.Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.М.: Теревинф, 2009. 272 с
2.Асмолов А.Х. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. - М.: «Смысл», 2002, 480 с.
3.Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. М.: Теревинф, 1997. 341с.
4.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.-СПб.: Питер, 2008.
5.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2009. 112 с.
6.Башина В.М. Аутизм в детстве.М.: Медицина, 2015.243
7.Бертынь Г.П. (совместно с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами //Дефектология. 1979. № 4
8.Бетехтина, О.Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины XX века: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / О. Ю. Бетехтина; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1999. – 26 с
9. Богомолова, М.И. Формирование у дошкольников сенсорнойькультуры в практических действиях [ / М.И.Богомолова // Детский сад:теория и практика. – 2013. - № 12(36). – С. 74-81
10.Большакова Г.Е Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. - Москва: Г.Е. Большакова, 2010. - 320 с.
11.Веккер Л.М Психические процессы. - Т 1 изд. - 1974
12. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Москва, 1988. 144 с13Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005., С. 512–755
14.Грегори.Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. - Р. Л. Грегори, 1970
15. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. – М.:Школа – Пресс, 2001.
Это говорит о том, что в действиях ребенка начинают участвовать несколько анализаторов, ведущим из которых является зрение, выполняя основную функцию познания предмета.
После 6-ти месяцев появляется способность выделения знакомых объектов: мамы, папы, любимых игрушек и т.д. Но несмотря на это зрительное восприятие в младенчестве все еще остается ситуативным и глобальным, поскольку выделить объекты в непривычном для него ракурсе ребенок не может [26].