Проблемы управления земельными ресурсами и пути их решения на примере Могойтуйского района Забайкальского края
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время охрана и эффективное использование земель на основе системы управления земельными ресурсами позволяют снизить сферы антропогенного воздействия на земли, а также повысить экономическую эффективность использования земельных ресурсов.
Государственное и региональное управление земельными ресурсами представляет собой сложный и непрерывный процесс воздействия как на сами ресурсы, так и на землепользователей, в обязанность которых входит обеспечение сохранности природных свойств земли.
Выработка и реализация управленческих решений, направленных на повышение эффективности и рациональности использования земель «сообразно с требованиями и условиями очередного этапа развития национальной экономики» [40, с.16], являются главными целями управления/воздействия и лежат в основе формирования всей системы управления земельными ресурсами.
Совершенствование методов управления также является процессом непрерывным и необх
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
РАЗДЕЛ 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНО–ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
РАЗДЕЛ 2 УСЛОВИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ 36
РАЗДЕЛ 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МОГОЙТУЙСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 41
3.1. Общие сведения о объекте исследования 41
3.2. Земельный фонд Могойтуйского района в составе земельного фонда Забайкальского края 45
3.3. Анализ системы управления земельными ресурсами в Могойтуйском районе 54
3.4. Экономическая эффективность УЗР 70
РАЗДЕЛ 4 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МОГОЙТУЙСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 75
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
2. Закон Забайкальского края от 1 апреля 2009 года N 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края (с изменениями на 1 марта 2022 года)» https://docs.cntd.ru/document/922219607
3. Закон О регулировании земельных отношений на территории Агинского Бурятского автономного округа. {Закон изложен в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.05.2006 года N 653-ЗАО} https://docs.cntd.ru/document/802026241 (утратил силу)
4. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.06.2022 № П/0237 «О внесении изменений в отдельные приказы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, кадастровой деятельности, геодезии и картографии»
5. Абгалдаев Ю. В. Землеустройство муниципальных образований - основа их экономического развития / Ю. В. Абгалдаев, В. Х. Даржаев, Г. А. Иванова [и др.] // Инновационное развитие агропромышленного комплекса и аграрного образования : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова», Улан-Удэ, 15–16 декабря 2011 года / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова». – Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, 2011. – С. 174-178.
6. Абдулаева З.К. Экономическая эффективность использования земельных ресурсов в условиях рыночных отношений [// Горное сельское хозяйство. - 2019. - №1. - С.30-33.
7. Бухтояров Н.И. Эффективность использования земельных ресурсов в регионе // Экономика сельского хозяйства России. - 2019. - №1. - С.13-19.
8. Варламов А.А. / Информационно-экономический механизм управления устойчивым землепользованием / А. А. Варламов, С. А. Гальченко, Д. В. Антропов [и др.]. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, 2022. – 548 с.
9. Валикова Н. Н., Жуков В. Д., Лисуненко К. Э. Изменения процедуры государственной кадастровой оценки объектов недвижимости с введением новых методических указаний / Н. Н.
Для земли как ресурса характерна, таким образом, множественность функций и способов функционирования. Комплексный, многоаспектный подход к понятию «управление земельными ресурсами региона» служит необходимым инструментом познания, который позволяет охватить и представить в единстве, на первый взгляд, разрозненные, но объективно взаимосвязанные стороны функционирования этой природной составляющей региональной экономики.
Земельная политика государства подтверждает высокую эффективность инструмента оценки земли, при этом методический подход позволяет:
формировать процесс рыночного ценообразования;
обеспечивать поступление средств земельного налога как одного из видов местных налогов в бюджеты муниципалитетов;
объективно оценивать ущерб, упущенную выгоду и иные компенсационные выплаты в случаях недобросовестного использования земли собственниками (арендаторами);
устанавливать сторонам договорные цены, включая арендную плату за землю, размер