Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Введение
Общение один из основных видов деятельности человека, которая обеспечивает его существование в обществе других людей Потребность в общении у человека одна из самых сильных, постоянно требующая своего удовлетворения.Ребенок испытывает потреб¬ность в общении с окружающими людьми с самого рождения. Она обнаруживается в специфической реакции ребенка на взрослого, которая носит название « комплекс оживления» Ребенок растет, и эта потребность увеличивается, меняется и ее характер. Если младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых, то с 2-3 лет ребенок стремится к общению со сверстниками.Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваи¬вает разные формы и правила поведения, учится общать¬ся с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр проис¬ходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются актив¬ный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.У детей с отклонениями развития большинство пси¬хических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения.
Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребёнку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. [2, с. 12-13.]
Введение. 3
I. Проблема развития коммуникативных навыков у детей в психолого-педагогической литературе. 6
1.1. Сущность и особенности общения. 6
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 20
1.3. Особенности коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 28
Выводы по первой главе: 36
II. Содержание и результаты опытно-практической работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР. 38
2.1.Диагностика уровня развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 38
2.2 Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 46
2.3. Результаты опытно-практической работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 50
Выводы по второй главе: 55
Заключение. 57
Список литературы.. 60
Список литературы
Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 125с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. –М.: « Гном-Пресс». 2002. – 43с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. СПб.:Детство-Пресс, 2007. - 78с.
Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада./ В.В. Гербова. М.: Просвещение, 2003. – 56с.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. – 108с.
Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. М.: Просвещение, 2007. – 34с.
Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопедия. 2006. № 2. С. 22-26
Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. – Изд. 2-е, испр. И доп. – СПб.: Речь, 2007. – 56с.
Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2008. – 111с.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1995. – 24с.
Коджаспирова Г. М., Коджаспров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 34с.
Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2007. – 123с.
Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила. – 2005. – 132с.
Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2000. – 45с.
В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. [35, с.34-35.]
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине.Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины.Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т.д.), а пользуется словами "большой - маленький
Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения.Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. [18, с.78-85.]
В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.