Теоретико-методологическое обоснование применения нейропсихологического подхода в подготовке к обучению в школе детей с задержкой психического развития

Скачать дипломную работу на тему: Теоретико-методологическое обоснование применения нейропсихологического подхода в подготовке к обучению в школе детей с задержкой психического развития. В которой определена разработка и апробация комплекса нейропсихологических упражнений и заданий, направленного на коррекцию трудностей подготовки к обучению детей с задержкой психического развития.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.11.2024
Объем файла
228 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Важность подготовки к обучению в школе детей обусловлена и тем, что в старшем дошкольном возрасте не у всех детей происходит «дозревание» мозговых структур, которое в конечном итоге не позволяют ребенку успешно перейти на дальнейший этап обучения.В готовности ребенка к школе выделяют целый ряд компонентов. Для выявления уровня готовности по каждому из них существует множество методик, которые, во-первых, направлены на диагностику уровня готовности к школе, а, во-вторых, на коррекцию тех навыков, которые оказались недостаточно сформированными к моменту поступления в школу.Еще более актуальной проблема готовности детей к обучению
в школе становится в том случае, когда отмечается недостаточный уровень готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития, поскольку для таких детей характерен низкий уровень готовности
по всем трем ее компонентам – интеллектуальному, личностному, эмоционально-волевому [39]. Одним из эффективных подходов подготовки детей с задержкой психического развития к школьному обучению является нейропсихологический подход, позволяющий построить работу с детьми с учетом их потенциальных возможностей и наметить индивидуальную программу развития высших психических функций, создать
базовые предпосылки для овладения чтением, письмом, математическими знаниями [29].

 

Оглавление
Введение 4
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование применения нейропсихологического подхода в подготовке к обучению в школе детей с задержкой психического развития 8
1.1 Проблема подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 13
1.3. Применение нейропсихологического подхода в подготовке к обучению в школе детей с задержкой психического развития 20
Выводы по I главе 26
Глава II. Выявление актуального уровня готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе 28
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Методика обследования состояния готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
Выводы по II главе 43
Глава III. Содержание коррекционной работы по предупреждению трудностей обучения в школе у детей с задержкой психического развития с применением нейропсихологического подхода 45
3.1. Теоретические обоснования применения нейропсихологического подхода в коррекции трудностей подготовки к обучению в школе у детей с задержкой психического развития 45
3.2. Коррекционная работа по предупреждению трудностей обучения в школе у детей с задержкой психического развития с применением нейропсихологического подхода 52
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 62
Выводы по III главе 70
Заключение 72
Список литературы 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / под ред. Л.С. Цветковой. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. – 2010. – 326 с.
Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. Нейропсихологическое обследование // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М., 2008. – 341 с.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихология и школа // Вестник Московского университета. – 2012. – № 2. – С. 55-59.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 214 с.
Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. –3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. –157 с.
Бабкина Н.В. Роль осознанной саморегуляции в реализации когнитивных и личностных ресурсов ребенка с задержкой психического развития Клиническая и специальная психология 2016. Том 5. № 3. С. 40–55.
Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Н. В. Бабкина. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина. - М. : Школьная Книга, 2015. - 136 с
Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. –2-е изд., испр. и доп. –М. : Юрайт, 2017. –191 с.
Белова Е. Размышления перед школой: советы родителям / Е. Белова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 80-83.
Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. – С. 53-59.

Готовность ребенка к школьному обучению, включает следующие основные компоненты: интеллектуальный, эмоциональный и социальный (Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Я.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой, Й. Шванцар). Следует согласиться с указанной точкой зрения, поскольку каждый из выделенных компонентов оказывает существенное влияние на успешное развитие ребенка в условиях образовательного учреждения, освоение им новых знаний и навыков в ходе обучения, а также предупреждает возникновение у ребенка проблем с адаптацией к школе.Учитывая одновременно и значимость, и сложность обеспечения готовности детей к обучению в школе, в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе на протяжении длительного времени остро стоит проблема поиска эффективных средств, методов, способов и подходов формирования школьной зрелости.У детей с задержкой психического развития имеют место нарушения темпа созревания мозговых структур, следствием чего, собственно, и выступает снижение темпа психического развития, которая может проявляться в низком уровне сформированности произвольного внимания, основных свойств внимания и памяти и т.д.При подготовке детей с ЗПР к школе нейропсихологическая коррекция позволяет решить следующие основные задачи: 1) повышение работоспособности, устойчивости внимания, повышение уровня развития мнестических процессов; 2) повышение уровня развития функций программирования и контроля; 3) устранение трудностей переработки слуховой и зрительной информации; 4) повышение уровня развития пространственных представлений; 5) улучшение развития двигательной и графомоторной сферы.Нейропсихологический подход может стать эффективным средством как подготовки к школьному обучению ребенка с ЗПР, так и профилактике у него трудностей в освоении АООП НОО. Проведению нейропсихологической коррекции предшествует обследование ребенка на предмет сформированности у него предметных действий, речи, внимания, восприятия, памяти, интеллекта.