Подзаконные правовые акты: понятие и виды
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена особой ролью подзаконных нормативных правовых актов в системе нормативно-правового регулирования, выступая инструментом конкретизации и обеспечения действия законов. На сегодняшний день подзаконные нормативные правовые акты по количеству занимают ведущее место среди общего массива нормативных правовых актов, действующих в России.
Многообразие и постоянный рост числа подзаконных актов, широта форм их выражения требуют своевременного теоретического осмысления и выработки надлежащей научно обоснованной правовой политики в области совершенствования системы подзаконных актов.
Вышеизложенные соображения определили выбор темы работы и свидетельствуют о ее теоретической и практической значимости.
Главная цель написания работы состоит в комплексном общетеоретическом анализе системы подзаконных нормативных правовых актов в РФ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ….3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 5
1.1 Особенности юридической природы подзаконных нормативных правовых актов 5
1.2 Понятие, признаки и функции подзаконного нормативного акта 11
ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 18
2.1 Основные критерии классификации подзаконных нормативных актов 18
2.2 Подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти 19
2.2 Муниципальные нормативные правовые акты 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
СПИСОК
Нормативно-правовые акты
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1998 – 5 июля. – С.5
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – N 31. - Ст. 4398.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Российская газета. – 2003.
Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13 октября 2004 г. № 1313 // Российская газета. – 2004.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. №1009 // Российская газета. – 1997.
Учебная и научная литература
Алексеев, С.С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. / С.С. Алексеев. - М.: Статут, 2018. -712 с.
Бошно, С.В. Закон о нормативных правовых актах: прошлое, настоящее и перспективы. / С.В. Бошно. – М.: Право. - 2020. – 209 с.
Бошно, С.В. Нормативные правовые акты: науч.-практ. пособие. / С.В. Бошно. - М., 2018. - 126 с.
Гойман, В.И. Действие права (методологический анализ) / В.И. Гойман - М.: Юрайт, 2017. – 284 с.
Грушин, Ф.В. Подзаконные нормативные правовые акты - источники уголовно-исполнительного права. / Ф.В. Грушин. – М.: Рязань, 2020. – 79 с.
Злобин, А.В. Подзаконные нормативные правовые акты как форма современного российского законодательства (вопросы теории). / А.В. Злобин. – М.:Саратов, 2018. - 33 с.
Иванов, С.А. О соотношении федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации / С.А. Иванов. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2019. – 118 с.
Следует уточнить еще раз, что все перечисленные признаки свойственны также и подзаконным нормативным актам.
Что касается полномочий правотворческого органа, то они могут (и должны) быть закреплены в законе, но на практике очень часто сами подзаконные акты регулируют данные вопросы.
Иногда правовое регулирование вопроса о компетенции того или иного правотворческого органа вызывает сомнения и тогда арбитром может выступать суд.
Подзаконные акты всегда принимаются в соответствии с законом, на основании и во исполнение закона.