Психологическая структура мотивов учения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из основных задач психологического обеспечения современного образовательного процесса является решение проблемы мотивации к обучению. В педагогической психологии мотивация представляется важной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе учебной. Процесс формирования психологической структуры мотивов учения школьников в разные периоды развития характеризуется возникновением новых мотивов и ценностных ориентаций, новых интересов и потребностей. На их основе перестраиваются качества личности, характерные для предшествующего периода.
Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от степени сформированности структуры мотивов учения, которые, в свою очередь, побуждают и направляют активность детей на усвоение школьного материала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………...…… ….…………….....… 4
ГЛАВА I. Теоретический анализ исследования проблемы мотивов учения…………………………………………………………………………....10
§1. Анализ теоретических подходов к проблеме мотивов учения и представлений о психологической структуре мотивов учения …….………..10
§2. Психологические особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов…………………………………………………………….21
2.1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...21
2.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….27
§3. Психологическая структура мотивов учения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов…………………………………………….….31
3.1. Психологическая структура мотивов учения детей дошкольного возраста……..…………………..…………………………………………….…31
3.2. Психологическая структура мотивов учения у учащихся младшего школьного возраста …………………………………………...……..…………40
Выводы по главе I………..…………………...……………….………...………54
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологической структуры мотивов учения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов…………….58
§1. Организация и методы исследования..…………………………. …….….58
§2. Эмпирическое исследование мотивов учения у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………61
2.1 Эмпирическое исследование выраженности мотивов учения у детей дошкольного возраста…………………………………..………………………61
2.2. Статистический анализ взаимосвязей в структуре мотивов учения у детей дошкольного возраста …………………………………………………73
§3. Эмпирическое исследование структуры мотивов учения детей младшего школьного возраста……………………………………………………………80
3.1 Эмпирическое исследование выраженности мотивов учения у детей младшего школьного возраста…………………………………………………80
3.2. Статистический анализ взаимосвязей в структуре мотивов учения у детей младшего школьного возраста …………………….……………………92
§4. Сравнительный анализ динамики структуры м
Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа «Я» как первой формы самосознания [Текст] / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева // Культурно-историческая психология. – 2009. - № 3. – С. 16-25.
2. Алмазова, С.Л. Методы психологической диагностики [Текст]: учеб. пособие / С.Л. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 116 с.
3. Бибрих Р.Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации. – М.: Мысль, 1976.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Божович Л.И., Благонадежина Л.Г. – М. : Педагогика,1992. – 352 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995.
7. Вартанова И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельности // Вопросы психологии. – № 4. – 1990.
8. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во Московского университета, 1991.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988.
10. Венгер Л.А., Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. — К.: «Радянська школа», 1985.
11. Гальперин П.Я Теоретико-экспериментальное исследование активной природы психического отражения // Вопросы психологии. – вып. 3 – 1983.
12. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя – 13-я изд. – М.: Вита-Пресс,2013. – 112 с.
13. Гуревич К. М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. 79 с.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. – СПб.: Мозаика-Синтез, 2004. – 208 с.
15. Давыдов В. В. О понятии развивающее обучение / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1995. – 316 с.
Превозношение современным обществом ценности детства и одновременное игнорирование особенностей детского развития привело к устойчивой тенденции снижения социального мотива в психологической структуре мотивов учения дошкольников. Недостаточно развитое мышлении, памяти, мелкой моторики приводит к трудностям усвоения учебного материала. Снижается показатели учебной успеваемости.
Снижение потребности современного ребёнка в социальном признании и одобрении взрослого приводит к пониженному уровню оценочного мотива в общей структуре мотивов учения дошкольников. Как следствие, современные дети испытывают трудности в формировании действий самооценки и контроля. Среди современных первоклассников все чаще встречаются дети с доминирующим позиционным мотивом учения.