Исследование социально-психологических механизмов сложного межличностного взаимодействия в процессе психологического консультирования
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое консультирование является сегодня востребованным и важным направлением профессиональной деятельности практических психологов. Оно становится одним из основных методов психологического воздействия на клиента с целью оказания профессиональной помощи в разрешении заявленной им проблемы. В психологической практике наших школ сегодня появляется всё больше запросов от родителей и их детей в получении консультативной помощи.
Актуальность данной темы состоит в специфике психологического консультирования, в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. В отличие от психологической коррекции и психотерапии психологическое консультирование предполагает оказание психологической помощи практически здоровым людям, которые испытывают некоторые затруднения при решении тех или иных жизненных задач.
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. В первую очередь необходимо упомянуть о том, что самое главное, что определяет личность «ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями...».
Анализируя межличностные отношения, можно отметить, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений; как отражение в сознании общественных отношений. Сама же она утверждает, что: «...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне них...».
Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому «психологические отношения» следует отметить: «Межличностные отношения – всегда "субъект-субъектные" связи». Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон).
Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, предлагается (не претендуя на полноту и законченность) следующая классификация межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), отмечается: «...разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности...».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Брест: Знание, 1993. – 480 с.
2. Айви, А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники. Практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. – Москва: Психотерапевтический колледж, 2010. – 487 с.
3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – Москва: Независимая фирма «Класс»,
2015. – 576 с.
4. Бек, А.Т. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А.Т. Бек, А. Фримен. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 488 с.
5. Бек., Д. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям / Д. Бек. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 416 с.
6. Бодалев, A.A. Проблемы психологии познания людьми друг друга / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1981. – № 1. – с. 178-182.
7. Болотова, А.К. Прикладная психология, основы консультативной психологии / А.К. Болотова. – Москва: Изд-во Юрайт, 2019. – 341 с.
8. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – Санкт-Петербург: Корвет, 2015. – 320 с.
9. Вачков, И.В. Введение в профессию психолог / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. – Москва: Московский психологический соц.
институт, 2004. – 464 с.
10. Вельская, Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие / Е.Г. Вельская – Обнинск: ИАТЭ, 1998. – 80с.
11. Винникот, Д.В. Эра контрпереноса: антология психоаналитических исследований (1949-1999 гг.) / Д.В. Винникот. – Москва: Академический проект, 2005. – 576 с.
12. Владимирова И.М. Методика психологического консультирования в профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений (Методические рекомендации по использованию)
13. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи - К.: Вища шк., 1996.- 192 с.
12. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П.
А второй - с наличием конкретных обстоятельств, способствовавших развитию проблемы. Для выяснения этих факторов психолог производит психодиагностику определенных черт и особенностей характера.
Психологическое консультирование – сложный процесс, охватывающий
множество различных аспектов. Трудности, с ним связанные, часто становятся серьезной проблемой не только для начинающих психологов, но и для опытных специалистов. Часто процесс осложняют поведенческие особенности клиента, такие как: отреагирование агрессии, безответственность по отношению к психотерапевтическому сеттингу, несвоевременная оплата работы, неряшливость, а также попытки манипуляции психологом. Зачастую специалистам бывает сложно выдержать тяжелые переживания клиента, которые возникают при соприкосновении с его негативным опытом.