Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучение агрессивного поведения человека важно как для психологов, так и для педагогов из-за широкого спектра возможных негативных последствий для здоровья населения, включая насилие среди детей и подростков [61]. В отчете Всемирной организации здравоохранения за 2022 год говорится, что 4400 человек ежегодно умирают в результате актов насильственного поведения [68]. Это говорит о необходимости изучения данного вопроса с целью предотвращения агрессивного поведения.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Особенно важно изучение агрессивности, проявляющееся в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Но особенно ярко агрессивное поведение проявляется у детей в подростковом возрасте.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и его психологической коррекции 4
1.1. Анализ понятия «агрессивное поведение» в отечественной и зарубежной психологической науке 8
1.2. Условия формирования и специфика проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. 18
1.3. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 26
1.4. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 32
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 40
2.1. Программа исследования: цель, гипотезы, задачи, методы исследования 40
2.2. Исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и их родителей 47
ГЛАВА 3. Организация психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 76
3.1. Разработка и апробация программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 76
3.2. Анализ результатов диагностики 76
3.3. Рекомендации прикладного характера 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвдонина, Н.И. Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической и социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей / Н. И. Авдонина // Вестник Мордовского университета. – 2009. – Т. 19, № 2. – С. 178-182.
Алексеева, Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. - М.: Социс, 2000. – 352 с.
Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе : метод. материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – Москва : ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
Амелькина, А.И., Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников / А.И. Амелькина, К.С. Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - №3 (7). - С.128-136.
Ануфриенко, Е. В. Театрализованная деятельность как основной фактор коррекции детской агрессии / Е. В. Ануфриенко, Т. И. Моисеенко // Материалы 66-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов : сб. тр. : в 3–х ч. Благовещенск, 21 апр. 2016 г. – Благовещенск, 2016. – Ч. 1. – С. 7-11.
Бандура, А. Теория социального научения. Санкт-Петербург, 2000.
Бодрая, Ю.В. Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема / Ю. В. Бодрая, Е. В. Моцовкина // Лучшая научная статья 2017: сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса, Пенза, 25 февраля 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 195-199.
Борисова, Д.П. Выявление взаимосвязи агрессивного поведения и гендерных особенностей у несовершеннолетних с девиантным поведением / Д. П. Борисова // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2020. – № 4(52). – С. 141-145.
Бреслав, Г.Э. Психокоррекция детской агрессивности. Учебное пособие. СПб: Речь, 2006. 144 с.
Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
Все перечисленные основные методы работы по коррекции агрессивного поведения, для положительного эффекта лучше применять комплексно, с применением различных техник и приемов.
Занятия могут проводиться в индивидуальной или групповой форме. Во время индивидуальной работы у педагога есть возможность лучше познакомиться с ребенком и установить с ним доверительные отношения, выяснить причины возникновения агрессивного поведения. Большинство детей очень любят работать в группе.
Одно из важнейших условий работы в группе это установление и усвоение норм и правил работы. Нормы и правила устанавливаются совместно с детьми, они должны быть понятными и простыми. Соблюдение правил позволит установить благоприятный психологический климат, научит ребят слушать и уважать мнение других. Также установке благоприятной атмосферы способствует установление ритуалов приветствия, прощания, аплодисменты.