Эстетика сонатного жанра н.к. метнера на примере сонаты фа минор, соч. 5
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы данной дипломной работы вызвана отсутствием глубокой оценки сонатного творчества Н.К. Метнера в области музыковедения и музыкального анализа. Эстетические взгляды Н. Метнера в области музыкального искусства зачастую признавались консервативными, что привело к критическому утверждению о том, что его музыкальный стиль не претерпел существенных изменений во времена постоянных стилистических изменений, особенно в области сонатной формы. Такая точка зрения не позволяет рассмотреть сонатную форму в творчестве Н. Метнера с точки зрения реализации идеальной звуковой модели для воплощения музыкально-философских идей и художественных принципов композитора.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Соната как способ выражения творческой мысли композитора 7
1.1 К проблеме осмысления музыкальной эстетики Н. Метнера 7
1.1 Сонатный жанр в творчестве Н. Метнера 17
Глава 2. Соната фа минор, соч.5 как образец композиторского стиля Н. Метнера 29
2.1 Соната фа минор: синтезирующий тип мышления как основа музыкальной философии Н. Метнера 29
2.2 Мотив как основной прием тематического развития в сонате фа минор Н. Метнера 39
Заключение 52
Список литературы 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учеб. для муз. вузов: В 3 ч. – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т.1 и 2. – 414 с., нот. ил. – Библиогр.: с. 407-413.
Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учеб. для фортепианных фак. муз. вузов: В 3-х ч.– М.: Музыка, 1982. – Ч.3. – 286 с. – Библиогр.: с. 281-285.
Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка. Конец XIX – начало ХХ в. – М.: Наука, 1969. – 391 с. с илл. и нот. илл. – Библиогр.: с. 388-389.
Асафьев Б. Избранные труды: В 5 т. / АН СССР. Ин-т истории искусств. – М., 1955. – Т.4: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. – 439 с.
Асафьев Б. О музыке ХХ века: Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов. – Л.: Музыка, 1982. – 200 с.
Асафьев Б. Русская музыка: XIX и начало ХХ века. – 2-е изд. – Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1979. – 341 с.
Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. – Изд. 2-е. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
Асмус В. Философия и эстетика русского символизма // Литературное наследство. 27-28. – М.: Журнально-газетное объединение, 1937. – С. 1-53.
Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». – М.: Классика XXI, 2005. – 372 с.
Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1989. – 266 с., нот., ил.
Бобровский В.П. Статьи. Исследования. – М.: Сов. композитор, 1990. – 293 с., портр., нот. ил.
Браудо Е. Концерты Н. Метнера // Музыка и Революция. – 1927. – № 3. – С. 33.
Васильев П. Н.К.Метнер (вступительная статья) // Собрание сочинений Н.К. Метнера. – М.: Музгиз, 1959. – Т.1. – С. 7-14.
Васильев П. Фортепьянные сонаты Метнера. – М.: Музгиз, 1962. – 43 с.
Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки. – 2-е изд. – Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-ние, 1990. – 288 с., нот. ил.
Вот обзор мест, где встречаются коды: в ор. 5, 1-я и 4-я части (ускорение темпа); в ор. 11 №№ 2 и 3 (обе с явными кодами); в ор. 22 (ускорение темпа); в ор. 27, 1-я часть (явная кода); в ор. 30 (явная кода); в ор. 39 № 5 (явная кода); в ор. 53 № 1, 4-я часть (явная кода); и в ор. 53 № 2 (явная кода). Одной из самых замечательных код Н. Метнера, хотя, возможно, и самой традиционной, является кода 1-й части его фортепианной сонаты фа минор, ор. 5. Захватывающая кульминация плотной тематической работы, она построена по аналогии со многими кодами Бетховена – в частности, с кодами 1-й части сонат "Вальдштейн" и "Аппассионата", ор. 53 и 57, которые являются превосходными образцами четырехчастной сонатной формы.