Формирование и развитие регуляторных функций у детей
Введение
Актуальность темы исследования. Современное образование Российской Федерации базируется на постулатах, которые заложены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации», которые кроме прочих доминант акцентируют внимание на формировании возрастосообразной социокультурной среды в каждом образовательном учреждении и организации.
Согласно современным научным теориям дошкольного образования, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве воспитывающей среды, но и продуцирующие, создающие такую возрастосообразную среду. Это условие позволит реализовывать принципы, заложенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить духовно-нравственные ценности и творчески преобразовывать классическое наследие российской дошкольной педагогики.
Федеральный образовательный стандарт нацелен на сохранение и поддержку здоровья и физического
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития регуляторных функций у детей 7
1.1. Формирование регулятивных универсальных учебных действий дошкольников 7
1.2. Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста 20
1.3. Методы развития регуляторных функций у детей дошкольного возраста 27
1.4. Значение ФГОС по предмету «Физическая культура» в развитии регуляторных функций у детей дошкольного возраста 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию регуляторных функций у детей в ходе занятий физическими упражнениями 45
2.1. Цель и методы исследования. Анализ исходных результатов исследования 45
2.2. Разработка экспериментальной методики по развитию двигательной памяти и ее апробация на занятиях физической культуры у дошкольников 53
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и выводы 64
Заключение 71
Список литературы 75
Приложение 1. Комплекс упражнений для детей (5-7 лет) 81
Приложение 2. Комплекс физических упражнений по разработанной методике 82
Приложение 3. Комплекс упражнений для детей (5-7лет). 91
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // "Российская газета" от 25 ноября 2013 г. № 265.
2. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). / Р.А. Абзалов. – Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2019. – 206c.
3. Авраменко В.А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников / В.А.Авраменко // Физическая культура и здоровый образ жизни: матер. Всесоюз. науч. –пр. конф. М., 2013. С. 3-7.
4. Айропетянц, Л.Р. Спортивные игры. [Текст]/ Л.Р. Айропетянц, М.А. Годик. – Ташкент, –2015. – 46 с.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания. [Текст]/ Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
6. Барбашов С.В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников / С.В.Барбашов // Науч. Тр.: Ежегодник. Омск, 2018. С. 21-30.
7. Битянова М.Р., Бурлакова И.А., Веракса Н.Е. и др. Формирование системы независимых измерений оценки качества дошкольного образования и публичной доступности его результатов / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: МЦКО, 2009.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. – 298 с.
9. Былеев, Л.В. Подвижные игры. / Л.В. Былеев, И.М. Коротков - М.: ФиС, 2014. – 81 с.
10. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: учеб. пос. / Л.В. Былеева, И.М. Кортоков. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 224 с.
11. Васильков Г. А., Васильков В.Г. От игры - к спорту. / - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 100с.
12. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М.: Генезис, 2008. – 196 с.
13. Веракса А. Дошкольное образование в трех культурах // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – Т. 38. – № 6. – C. 58-63.
14. Верхошанский Ю.В. Актуальные
Становится очевидной важность развития произвольных функций начиная с дошкольного возраста. Можно ожидать наличие связи между степенью их сформированности и особенностями построения образовательной работы.
Исходя из этого мы посчитали целесообразным проанализировать результаты современных исследований, направленных на изучение возможности развития регуляторных функций у детей дошкольного возраста.
Можно выделить индивидуальный и групповой подходы к формированию регуляторных функций в дошкольном возрасте. При этом групповой подход, как правило, реализуется в логике общеобразовательных программ, не направленных специально на развитие регуляторных функций, но тем не менее существенно влияющих на их развитие. Так, например, в работе К. Вейланд и Х. Йошикавы изучалась успешность влияния программы дошкольного образования, внедренной в г. Бостоне. В исследовании приняли участие