Психологическая коррекция межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В любой стране есть дети с интеллектуальной недостаточностью, которые нуждаются в особых формах воспитания, обучения и помощи в социальной адаптации. Эта тема является актуальной для множества дошкольных и общеобразовательных учреждений. В прошлом десятилетии двадцатого века, когда общество стало более гуманным, и была принята ценность каждого индивидуума, она повлекла за собой процессы демократизации общего и специального образования. Главным результатом которого являлось признание, что все дети с трудностями в развитии обучаемы.
По мнению Н.В. Балуевой (2017) вопросы специального коррекционного образования и воспитания в настоящее время являются одними из наиболее важных в работе Министерства образования России, как и в системе коррекционных учреждений. Это связано с тем, что число детей, нуждающихся в специальном, коррекционном образовании увеличивается с каждым годом. Так же растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья, изменяе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы межличностного общения детей с задержкой психического развития……………………...........................8
1.1. Общее представление о межличностном общении: определение, структура, функции, механизмы, средства …………………………...…...........8
1.2. Становление межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………22
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..33
Выводы по первой главе.......................................................................................43
Глава 2. Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….46
2.1. Организация, методы и методики исследования………..………...…..…46
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..57
Выводы по второй главе.......................................................................................66
Глава 3. Психологическая коррекция межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………70
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностного общения детей старшего дошкольного с задержкой психического развития……….………………………………………………………………….70
3.2. Основные направления, формы и методы психологической коррекции межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………..……….…………………………………..74
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ…………………………..……..84
Выводы по третьей главе…………………………………………...……..…….91
Заключение.............................................................................................................94
Список использованной литературы...........
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», N 273–ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99–ФЗ, от 23.07.2013 N 203–ФЗ). [Электронный ресурс]: интернет–портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie–dok.htmlАксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст] / Л.И. Аксенова. – Москва: Aкадемия, 2011. – 192 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 376с.
Анастази, А.Р. Психологическое тестирование [Текст] / А.Р. Анастази, С. П. Урбина. – Спб.: Питер, 2001. – 688 с.
Александрова, Ю.В. Основы общей психологии. – Москва: Современный гуманитарный университет [Текст] / Ю. В. Александрова, 2018. –317 с.
Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших дошкольников [Текст] / Е. А. Александрова. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
Аскоченская, Т.Е. Как развивать внимание [Текст] / Т.Е. Аскоченская, И.А. Бонк. – М.: Просвещение, 2017. – 233 с.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Архипова Е.Ф. – Москва: Просвещение, 2007. – 73 с.
Бабкина, Н.В. Развитие внимания у детей с ЗПР [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2013. №5. С.64.
Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст] / Е. Б. Балуева. –Ярославль, 2017. – 315 с.
Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] / И. Л. Баскакова. – М.: «МОДЭК», 2005. – 364 с.
Белисова, А. А. Особенности детей с ЗПР [Текст] // Современное образование: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник статей XII Международной конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 94–96.
Она предлагает использование комплексного подхода к развитию межличностного общения у детей с ЗПР, который включает в себя работу над улучшением речи и языковых навыков, развитием социально-коммуникативных навыков и улучшением качества взаимодействия с окружающей средой. Рекомендуется использование таких инструментов, как игры с правилами, ролевые игры, тренинги социальных навыков, работа с куклами, групповые занятия и др. для развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития.
Также Г.Г. Турганова (2022) подчеркивает важность сотрудничества родителей и педагогов в развитии межличностного общения у детей с ЗПР.