Теоретические основы ценностного отношения к семье у детей из приемной семьи
Введение
Современное российское общество и государство проявляют крайнюю озабоченность воспитанием подрастающего поколения, формированием личностной структуры ценностей, развитием духовно-нравственных качеств, этических чувств, патриотического долга, гармонично развитой личности. Задачи воспитания и развития в условиях семьи и государственных учреждений являются конкретно-историческими, зависят от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье всегда преобладает первый компонент, в общественном воспитании является главным второй компонент. Общественному воспитанию часто недостает теплоты и естественности семьи, в нем, всегда присутствует доля холодности и расчета, как отмечал С.Л. Рубинштейн [29, c. 237]. И.Г. Песталоцци отмечал: «только семья учит настоящей жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного дела, учит делом, а не словом». А слово в семейном воспитании, по его мнению, только дополнение, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем, когда звучит из уст педагога. Семья – это явление культурно-историческое и социально-психологическое, ясное определение семьи как социальной системы, дает А.Я. Варга: семейная система – это группа людей, связанная общим местом проживания и совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями между членами семьи [3, c. 109]. Известный отечественный психолог В.Н. Дружинин считает, что коммунистический период в истории России особенно повлиял на структуру семьи и в данное время реальная модель современной семьи – это модель, где ответственность за семью несет мать, она в ней главенствует, и она близка эмоционально с ребенком. В.Н. Дружинин выделяет родительскую ответственность в основе семьи – это ответственность перед своей совестью, перед социумом, ответственность за семью в целом, как за малую социальную группу. В.Н. Дружинин дает понятие «нормальная семья» – это семья, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, защищает и создает благоприятные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости выделяет А.В. Карцева [10, c. 139].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ...………………………………... 8
1.1 Понятия «ценность», «ценностное отношение к семье»………….……... 8
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к семье у детей из приемной семьи…………………………………………….……….……...….... 16
1.3 Социально-педагогическое сопровождение детей из приемной семьив условиях социального центра........................................................................... 20
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……. 25
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….. 25
2.2 Формирующий и контрольный этапы эксперимента…………………...... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..... 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 60
ПРИЛОЖЕНИЯ.………………………………………………………………… 63
Список сипользованных источников
1. Бестужев-Лада, И.В. Маяк для системы образования : о модели идеаль-ной системы образования страны / И.В. Бестужев-Лада // Управление школой. – 2018. – № 34. – С. 11-12.
2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 390 с.
3. Варга, А.Я. Тест-опросник родительского отношения / А.Я. Варга, В.В. Столин. – М. : Изд-во МГУ, 2008. – 257 с.
4. Василькова, Ю.В. Методика и опыт социального педагога : курс лекций / Ю.В. Василькова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 440 с.
5. Галагузов, М.А.Социальная педагогика : курс лекций / М.А. Галагузов. – М. : Наука, 2014. – 210 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. курс лекций : учебное пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Юрайт, 2010. – 340 с.
7. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учебное посо-бие. – СПб. : Питер, 2006. – 592 с.
8. Ермолаев, О.Ю. Математические методы в психологии: учебник / О.Ю. Ермолаев-Томин. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 511 с.
9. Журавлев, А.Л. Субъективный подход в психологии / А.Л. Журавлев М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 73 с.
10. Журавлев, А.Л. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного общества / А.Л. Журавлев, М.И. Воло-викова, Т.В. Галкина. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 71 с.
11. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб-ное пособие / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2010. – 160 с.
12. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2015. – 302 с.
13. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей : учебное пособие / Л.В. Карцева. – М. : Дашков и К, 2013. – 224 с.
14. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 471 с.
15. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник / Т.А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 232 с.
16. Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 560 с.
17. Мироненко, И.А. Система научных представлений в области социаль-ной психологии / И.А. Мироненко, А.Л. Журавлев // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33. – № 5. – С. 28-38.
18. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков : учебно-методическое пособие / С.С. Федоренко. – СПб. : Свое издательство, 2014. – 403 с.
19. Морозова, И.С. Особенности детско-родительских отношений в при-емных семьях / И.С. Морозова // Приемная семья. – 2014. – № 3. – С. 21-25.
20. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – М. : Книга по Требованию, 2013. – 426 с.
Ценностное отношение к семье у детей из приемной семьи формируется в процессе целенаправленной социально-педагогической работы в условиях социального центра по реализации программы по формированию ценностного отношения к семье у детей из приемной семьи. Методологическим подходом, на основании которого она строится, является субъективно-деятельностный подход Т.П. Емельянова, А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко [13, c. 212]. В качестве методической основы программы мы выбрали систему тренинговых упражнений «Семь шагов» Р.В. Овчаровой [19, c. 216]. В работе с детьми мы стремимся способствовать формированию у детей из приемной семьи представлений о семье, семейных традициях, воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи и окружающим людям у детей из приемной семьи, содействовать становлению активной жизненной позиции у детей из приемной семьи. Занятия проводятся в социальном центре «Росток» в отделении по сопровождению приемной семьи. Организация работы на занятиях соответствовала поставленной цели и задачам, все занятия проходили в актовом зале. Взаимодействие педагога с группой происходило на равных, что создавало доверительную атмосферу, также обеспечило участие всех ребят в дискуссии, дети постоянно чувствовали визуальный контакт, ощущали психологическую защиту и поддержку.
Во время проведения занятий педагоги создавали атмосферу позитивного настроя, доброжелательности и взаимопонимания между участниками коммуникации, о чем свидетельствовали шутки, смех в зале. Мероприятия проходили в активной, свободной форме, применялись разнообразные методы, что способствовало поддержанию интереса участников к занятиям на протяжении всего периода реализации программы.
В заключительной части занятий осуществлялась рефлексия. В ходе откровенных бесед дети высказали свои эмоции и чувства, учились анализировать, что понравилось, что было трудно в работе. Многие занятия произвели на детей положительное эмоциональное воздействие, такие как «Что такое любовь», «Наши семейные традиции».Применение ролевых игр в занятии показало, насколько дети затрудняются, в решении даже простых жизненных ситуаций, не умеют идентифицировать себя с приемной семьей, имеют проблемы в межличностных отношениях с родителями.