Психологические методы профилактики интернет-зависимости у школьников
ВВЕДЕНИЕ
Современная информационная среда развивается стремительными темпами, создавая поистине неограниченные возможности и сверхдинамичные условия для использования «всемирной паутины» во всех сферах социальной, экономической, политической жизни, в сфере образования и здравоохранения, в личной и обыденной жизни. Притягательность, высокая техническая и ресурсная доступность интернета делают его приобретением, которое трудно переоценить с точки зрения значимости для человечества.
Вместе с тем, все более глубокое погружение человека в интернет-пространство является источником целого ряда разноплановых гуманитарных проблем, что требует анализа и учета тех социальных и психологических эффектов, которые являются следствием глобальной цифровизации и увлеченности человека современными интернет-технологиями. Нередко изначально практически необходимые, а затем просто более увлекательные и захватывающие «блуждания» в социальных сетях, «зависания» в интернет-серфинге и многопользовательских он
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ У ПОДРОСТКОВ
§1.1. Понятие интернет зависимости в психологии. Теории интернет-зависимости
§1.2. Психологические особенности подросткового возраста. Симптомы интрнет-зависимости у подростков
§1.3. Методологические подходы к профилактики интернет-зависимости у подростков
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
§2.1. Организация и методы комплексного исследования
§2.2. Описание и анализ результатов исследования
§2.3. Программа психологических методов по профилактики интернет-зависимости
§2.4. Методическая работа с родителями подростков, участвующих в занятиях по профилактике интернет-зависимости
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аникеева. Д. А. Стадии и признаки интернет зависимости / Д. А. Аникеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №4. С. 56-57.
Асабина Ю.С., Мовчан И.Н. Интернет-зависимость у младших школьников: причины и профилактика. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сб. материалов внутривуз. конф. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2015. С. 43-47.
Венцова. Т. Б. Индивидуально-личностные характеристики интернет-пользователей раннего юношеского возраста со склонностью к интернет-зависимости / Т. Б. Венцова. Д. Д. Шиткин // Ярославский психологический вестник. – 2020. – №2 (47). – С. 14-16.
Войскунский. А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / А. Е. Войскунский. – Москва : Акрополь, 2009. – 279 с. –15ВМ 978-5-98807-037-5.
Гарбер. А. И. Практикум по психодиагностике / А. И. Гарбер. Д. В. Иванов. С. К. Бердибаева. – Алматы: Казак университет!, 2019. – 298 с. – 153ВМ 978-601-04-3727-2.
Гарифов. Р. И. Феномен интернет-зависимости / Р. И. Гарифов. А. С. Панфилова // Образование и педагогические науки в XXI веке. – 2017. – №2. – С. 197-199.
Гнедаш. Е. С. Вопросы профилактики интернет-зависимости / Е. С. Гнедаш // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3. - С. 49-52.
Грисенко, Н. В. Формирование интернет-зависимости в подростковом возрасте / Н. В. Грисенко // Архивариус. – 2017. – № 3. - С. 11-17.
Гришин. С. Е. Интернет-зависимость молодежи / С. Е. Гришин // Информационная безопасность молодежи. - 2017. – № 2. – С. 44-47.
Гудси, Ф. Б. Проблемы психологической зависимости от Интернета в современный период / Ф. Б. Гудси // Вектор науки 41 Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 1. – С.100-103.
Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2018. – 401 с.
Денисов. А. А. Психология интернет-зависимости / А. А. Денисов // Развитие личности. – 2014. – № 1.
При организации тренинговых занятий с подростками рекомендуется использовать подвижные игры с целью преодоления скованности и напряженности, создания доверительного общения между участниками. Сюжетно–ролевые игры, как правило, становятся инструментом диагностики и самодиагностики, которые способствуют обнаружению затруднений в общении, а также психологических проблем в личностном развитии. Не стоит забывать, что игра всего лишь косвенно влияет на процесс обучения: игровая деятельность способствует развитию новых поведенческих навыков и их закреплению. В ходе игры формируются эффективные коммуникативные умения: сюжетно–ролевая игра способствует приобретению опыта взаимодействия с другими людьми (Шаймаганбетова. Ж. Ж. 2017).Т.Г. Кисилева рекомендует при организации тренинговой работы с зависимыми от интернета подростками использовать метод телесно-ориентированной психотерапии. В данном методе выделяются три ос