Традиции готической литературы в творчестве Лавкрафта Г.Ф.
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено изучению готических традиций в литературе и выявлению канонов готики в творчестве американского писателя Г.Ф. Лавкрафта. На протяжении более чем двух столетий своего существования готический роман пережил множество метаморфоз. Сохраняя характерный набор штампов, готика легко и естественно приспосабливается к изменениям культурных парадигм и поэтому остается источником вдохновения для многих поколений писателей, что показывает жизнеспособность готического романа и интерес исследователей к этому феномену. Проза Говарда Лавкрафта часто воспринимается как связующее звено между новеллистикой Эдгара По и современной литературой в жанре horror. В то же время атмосфера страха, сверхъестественного ужаса, тайны, обращение к инфернальным силам, полумистическим и полумифическим образам позволяют рассматривать новеллы Г. Лавкрафта как своеобразные вариации на готические темы. Возросший интерес к имени Лавкрафта оправдан, поскольку его творчество заслуживает пристального внимания по причине своей оригинальности. В связи с вышесказанным актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления готической эстетики в художественных произведениях автора. В отечественном литературоведении распространен подход, согласно которому творчество Г. Ф. Лавкрафта следует рассматривать исключительно в русле поджанров, характерных для американской литературы таких как, «weird fiction» – странная проза, а также специфичных применительно к этому автору «lovecraftian horror», при этом игнорируя проявления готической эстетики в его произведениях.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……4
1. ТРАДИЦИИ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………6
1.1 Зарождение жанра готической литературы………………………………...6
1.2 Специфика жанра……………………………………………………………10
2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ГОВАРДА ФИЛИПСА ЛАВКРАФТА…….17
2.1 Жанровые особенности………………………………………………..……17
2.2 Стилистические особенности………………………………………………21
2.3 Тематика произведений…………………………………………………….24
3. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.Ф. ЛАВКРАФТА И ВЫЯВЛЕНИЕ КАНОНОВ ГОТИКИ…………………………………………………………...28
3.1 «Зов Ктулху»………………………………………………………………..28
3.2 «Изгой»……………………………………………………………………...37
3.3 «Случай Чарльза Декстера Варда»………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов С.А. У истоков готической прозы / С.А. Антонов // Старый английский барон / сост. К. Рив. – Москва : Ладомир, 2012. С. 26–45
2. Ахмедова У.С. Мифология ужаса ГФ. Лавкрафта и традиции американского романтизма / У. С. Ахмедова // Культурная жизнь Юга России. – 2011. – № 5. – С. 54–58.
3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Эпос и роман. – Санкт-Петербург : Азбука, 2000. – С. 11–193.
4. Бернацкая Б.А. Мифотворец из Провиденса / Б.А. Бернацкая // Русский филологический портал. – 2016. – URL : http://www.philology.ru/literature3/bernatskaya-96.htm (дата обращения: 17. 04. 2023)
5. Буденц Ю.Б. Готический роман Е. Марлит в контексте женской литературы Германии XIX столетия : монография / Ю.Б. Буденц, А.В. Потанина – Набережные Челны : Изд-во Набережночелнинского филиала Нижегородского гос. ун-та, 2013. – 140 с.
6. Бутузов А. Из истории готического романа / А. Бутузов // Комната с призраком / сост. П. Хэйнинг. – Нижний Новгород : ДЕКОМ, 1993. – С. 3–19.
7. Вацуро В.Э. Готический роман в России / В.Э. Вацуро. – Москва : Новое литературное обозрение, 2002. – 544 с.
8. Гузенина Е.О. Готика как стиль мировой культуры / Е.О. Гузенина, С.В. Гузенина // Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира»: мат. VII Междунар. науч. конф. (Тамбов, 2014). – Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2014. – 143 с.
9. Данилов Д.Д. Особенности жанра научной фантастики в творчестве Г.Ф. Лавкрафта / Д.Д. Данилов // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2011. - № 3. – С. 42–48.
10. Джеймс М.Р. Предисловие / М.Р. Джеймс // «Призраки и чудеса: Избранные рассказы ужасов. От Даниеля Дефо до Элджернона Блэквуда» / – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. – С. 5–7.
11. Джоши С.Т. Лавкрафт. Я – Провиденс. К. 1 / С.Т. Джоши : [перевод с английского М. Стрепетовой]. – Москва : Эксмо, 2022. – 800 с.
В 1922 году Г.Ф. Лавкрафт написал короткий рассказ «Изгой», который впервые был опубликован в журнале Weird Tales. Несмотря на то, что первоначально «Изгой» относился к литературе ужасов, со временем он стал известен как произведение готической литературы. В рассказе Лавкрафта читателю представлено чудовище, которое стремится сбежать в мир людей из замка, где оно было заточено, но в конечном счете было вынуждено принять свое естество. Готика фокусирует свое внимание на необъяснимых событиях, окутанных некой тайной, стремление раскрыть которую является основным двигателем сюжета. В рамках данного рассказа загадка для читателя кроется в происхождении рассказчика – главного героя: родился ли он в замке или насильно был заточен? «I know not where I was born. … I must have lived years in this place» (Lovecraft, 2018, 54-55). Можно предположить, что фантазии рассказчика о жизни за пределами замка проистекают из подсознательного воспоминания об этой жизни, но, как и читатель, главный герой ограничен своих познаниях и наблюдениях. Повествование в рассказе «Изгой» ведется от первого лица. И вновь, используя данный вид повествования, Лавкрафт стремится приблизить читателя к рассказчику, но в то же время пытается ограничить обоих в предположениях относительно развития сюжета. Главный герой наравне с читателем обретает новую информацию по ходу повествования. Таким образом, обоих настигает эффект обманутого ожидания в момент осознания рассказчиком своей настоящей природы. Несмотря на все предпосылки к обретению главным героем жизни среди людей, о которой он грезил во время заточения в замке, его настегает жестокая реальность, в которой он навсегда останется узником одиночества. Следуя основному принципу разделения персонажей на «жертву» и «злодея» в готическом направлении, можно предположить следующее. Учитывая вид повествования, использованный автором, можно допустить, что главный герой является «жертвой». Тенденция отнесения главного героя к числу «жертв», олицетворяющих «добро» и противостоящих «злу», наблюдается в большинстве готических романах. Однако, в рамках данной истории эта тенденция омрачается фактом, согласно которому главный герой рассказа является чудовищем, образ которого чаще всего соотносится с образом «злодея». Вследствие этого несоответствия с готическими традициями, правильнее делать акцент на противостоянии «добра» и «зла». Так, в рассказе «Изгой» рассказчик стремится обрести желанную жизнь среди людей, но его личность была отвергнута, и он оставляет попытки отыскать человеческое счастье и принимает свою настоящую сущность – сущность монстра.