Роль изотерапии в преодолении тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Многие исследователи считают, что в современном мире тревожность является устойчивым личностным образованием.
Тревожность в школьном возрасте – это самый частый феномен психологического развития.
Анализ литературы показал, что данной проблемой занимались многочисленные отечественные и зарубежные исследователи. Например, зарубежные психологи, такие как П. Жане, Дж.Гриндер, Р.Бендлер, В.Франкл, Ч.Спилбергер, З.Фрейд и др., рассматривают состояние тревожности в целом, при этом не сосредотачивают особое внимание на влияние тревожности на школьное обучение.
Причины возникновения школьной тревожности рассматривали в своих работах Б.И.Кочубей, Е.В. Новикова, А.М.Прихожан и другие исследователи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ………………………………………………………………………
1.1 Понятие тревожности в психологической науке…………………………….
1.2 Литературные данные по изучению тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………………………
1.3 Роль изотерапии в психолого-коррекционной работе………………………..
Выводы по главе I……………………………………………………………….
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………….
2.1 Цели, задачи, методика. психического развития…………………………….
2.2 Характеристика тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………………………………………………..
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОТЕРАПИИ ……………………………………………………………………
3.1 Коррекционно-развивающий этап эксперимента…………………………….
3.2 Анализ контрольного эксперимента по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………..
Выводы по главе II………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артемова, Т.А. Психологические и психофизиологические особенности высоко тревожных детей младшего школьного возраста / Т.А. Артемова, А.В. Ковалева // Школа здоровья. 1998. Т. 5.№ 3-4. -С. 148-159.
2.Арт-терапия/под ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с. - (серия «Хрестоматия по психологии».)
3.Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2001 - 160 с.
4.Бакеев В. А. О тревожно-внушаемом типе личности //Новые исследования в психологии. 1974,- №1.- С. 28-35.
5.Белопольская Н.Л. О детях с задержкой психического развития //Вопросы психологии,- 1997. -№1.- С Л 9- 28.
6.Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Дисс. на соискание уч. степени. Томск, 1996.- 236 с.
7.Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2002.- 347с.
8.Добровольская, Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 246 с.
9.Горшина К.А. Как справиться с детскими стрессами //Школа здоровья. -1996.- Т.З.- №2.- С.95-108.
10.3абродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе.- М., 1994.-132 с.
11.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1982.- 216 с,
12.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.- 109 с.
13.Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь),- СПб.: Респекс, 1985.- 192 с.
14.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.- СПб.: Союз, 1997.- 224 с15.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.- СПб., 1998.- 336 с.
16.Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессия у детей и подростков: Приложение к журналу “Дефектология”. Вып.2,- М.: Школа-пресс, 1999,- 80 с.
17.Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии.- 1984.- №4,- С.89-95.
18.Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пос
В результате ребенок, оставаясь без матери, испытывает беспокойство, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развивается пассивность и зависимость, ребенок ощущает собственную незначительность. Из-за такого отношения родителей к ребенку усугубляется неспособность ребенка к принятию решений и усиливается чувство опасности и тревожности.
Среди причин, что способствуют формированию психопатологических черт личности и развитию невротических симптомов, обычно называют внутрисемейные конфликты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитательные позиции родителей, раннюю изоляцию ребенка от семейного окружения (А.С. Спиваковская,1988; Е.Т. Соколова, 1989; A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1990, А.И. Захаров, 1995).