Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами мнемотехники
ВВЕДЕНИЕАктуальность. Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований в области психологии и педагогики является изучение памяти и различных аспектов ее развития.
Память заложена в основу способностей человека и является условием обучения, приобретения знаний, развития умений и навыков. Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Первое систематическое изучение высших форм памяти у детей было проведено выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Исследования сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления, были существенно дополнены такими отечественными исследователями, такими как А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и другие.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.2. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
1.3. Мнемотехника как средство формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ 31
2.1. Методика и результаты диагностики уровня развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
2.2. Программа коррекционно-развивающей работы по формированию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами мнемотехники 44
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список литературы 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
Список литературы
Асеев, В.Г. Возрастная психология. / В.Г. Асеев. – Иркутск, 2014. - 320 с. – Текст: непосредственный
Белецкая, Е.Н. Особенности развития слухоречевой памяти при формировании словаря у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. / Е.Н. Белецкая // Организация работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях образовательных учреждений, сборник науч. трудов. Комсомольск-на-Амуре: Урал-Пресс, 2016. – С. 5 - 11. – Текст: непосредственный
Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие. / Г.В. Бороздина. – Минск: Высшая школа, 2016. – 415 с. – Текст: непосредственный
Значение памяти в жизни и деятельности человека. / URL: http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=znachenie-pamati-v-gizni-cheloveka – Текст: электронный
Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕРОЗНАК, 2003. – 416 с. – Текст: непосредственный
Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития. / В.И. Лубовский. – Москва: Издательство Юрайт, 2014. – 259 с. – Текст: непосредственный
Маклаков, А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург.: Питер, 2012. - 226 с. – Текст: непосредственный
Маркина, О.А. Особенности памяти у детей с ЗПР. / О.А. Маркина // Молодежь ХХI века: образование, наука, инновации, материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Бора-Пресс, 2018. С. 47-48. – Текст: непосредственный
Мишенева, Л.Н. Особенности памяти у детей с ЗПР. / Л.Н. Мишенева, А.А. Белисова, С.В. Васерман, Е.А. Кронштатова, Н.И. Николаева // Наука и общество в эпоху перемен. – 2018. - №1 (4). - С. 30-33. – Текст: непосредственный
10.Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Т. П. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. / Р.С. Немов. – 6-е изд. перераб. и доп. – Москва.: Издательство Юрайт, 2015. – 1007 с. – Текст: непосредственный
Термин «мнемотехника» употребляют как обозначение визуализации некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию. Это может быть наборы символов, предметов, изображений [12].
Задачи мнемотехники, следующие [12]:
указать методы для запоминания в короткое время такового огромного числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы затруднительно уяснить;
развитие памяти детей, также различных ее видов;
развитие у детей психических процессов, таких как мышление, воображение, память;
формировать у детей навыки запоминания любой предъявляемой информации.
Средствами мнемотехники являются методы и приемы. В частности, В.А.