Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения рассказа
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения образовательных целей, учитывающих государственные, социальные и личные потребности и интересы. В этой связи важнейшим направлением является обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В системе образования развитие личности обеспечивается, прежде всего, за счет формирования универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой учебно-воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта. УУД создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, навыков и компетенций, включая организацию усвоения, то есть способность к обучению.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА…………………..10
1.1. Сущность и структура личностных универсальных учебных действий…………………………………………………………………….……10
1.2. Специфика изучения рассказа…………………………...…………..15
1.3. Возможности литературоведческого анализа рассказа для формирования личностных универсальных учебных действий………...……22
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 3 КЛАССЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ РАССКАЗОВ Л.Н. ТОЛСТОГО…..31
2.1. Выявление уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младшими школьниками……………………………….…31
2.2. Комплекс заданий по формированию личностных универсальных учебных действий в процессе изучения рассказов Л.Н. Толстого……….…..41
2.3. Описание результатов контрольного эксперимента………………49
Заключение……………………………...………………………………..54
Список литературы………………………..……………………………..56
Приложение………………………………………………………………60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдулова Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем возрасте : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Т. П. Авдулова. – Москва, 2001. – 164 с.
Асмолова А.Г. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]. – Москва Просвещение, 2011. – 152 с.
Алексеева О. Русская народная сказка / О. Алексеева // Русские народные сказки. – Москва : Современник, 1987. – Т. 1. – С. 5-15.
Аникин В. П. Русская народная сказка : пособие для учителя / В. П. Аникин. – Москва : Просвещение, 1977. – 208 с.
Асмолов А. Г. Типовые задачи для оценки личностных УУД: «Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. Асмолов А. Г. Типовые задачи для оценки личностных УУД: Анкета «Оцени поступок» » [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 1968. – 464 с.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
Богуславская Н. Е. Методика «Незаконченные предложения»
Бибко Н. С. Обучение первоклассников умению читать сказки / Н. С. Бибко // Начальная школа. – 1986. – № 4. – С. 17-19.
Бушуева Л. С. Развитие связной монологической речи у младших школьников при изучении сказки / Л. С. Бушуева // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 36-38.
Венгер А. Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина / А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. – 1988. –168с.
Весоловский А. Н. Избранные статьи / А. Н. Весоловский. – Санкт-Петербург, 1939. – 67 с.
Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / З. А. Гриценко. – Москва: Академия, 2004. – 250 с.
Деменёва Н. Н. Требования к совреме
Рекомендуется читать такие произведения по ролям и инсценировать их.
1.3. Возможности литературоведческого анализа рассказа для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным взглядом на картину мира. Начальное школьное образование является основой всего последующего образования.
Новые социальные требования, отраженные в тексте Федерального государственного образовательного стандарта, определяют цели образования как общекультурное, личностное и когнитивное развитие учащихся, обеспечивая такую ключевую компетенцию образования, как "учить учиться".