Практические работы как фактор развития предметных умений на уроках биологии класса

Скачать хорошую дипломную работу на тему: . В которой изучена методика развития предметных умений обучающихся в системе практических работ при изучении биологии в 5-6 классах.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2024
Объем файла
448 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Одной из задач, стоящих перед российской системой образования на современном этапе является формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования (Кондаков). Ключевые компетенции всегда определяются через систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Определяя компетентность как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Хуторской А.В., 2003), мы делам акцент на развитие умений и навыков в той или иной деятельности. Именно через термин «умение» наиболее полно выражается понятие «компетенция». «Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция - это то, что порождает умение» (Харламова, 2002). 
В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные и практические работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у обучающихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении обучающимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования. Развитие умений школьников составляет часть содержания образования, в том числе биологического. 
Реализация стандартов образования на основе компетентностного подхода в учебный процесс предполагает создание системы работы по формированию предметных умений, навыков как основы будущих компетенций и изменений в содержании образования и организации учебного процесса. 

 


Содержание
Введение......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития предметных умений школьников средствами предмета «Биология»................................................6
1.1 Понятие «предметные умения» и роль в процессе обучения биологии...............................................................................................................6
1.2 Особенности формирования предметных умений школьников при изучении биологии............................................................................................13
1.3   Современные формы организации обучения биологии, направленные на развитие предметных умений............................................18 
1.4  Дидактические возможности раздела «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» в формировании предметных умений школьников.............24
Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию предметных умений школьников при изучении биологии в 5-6 классах.........................................34 
2.1 Методика организации практических работ, направленных на формирование предметных умений школьников 5-6 классов .....................34 
2.2 Описание констатирующего этапа эксперимента и его результаты..........................................................................................................43 
2.3 Обучающий этап педагогического эксперимента и его результаты..........................................................................................................50
Заключение……….......…………...........................................................…55
Список литературы.....................................................................................58
Приложение................................................................................................62

 

Список литературы

Антипова Н.М. Эколого-биологический практикум. - Белгород: Издательство БелГУ, 2003. - 153 с.
Афанасьев А.Н. Болонский процесс в Германии // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 43-47.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. -208 с.
Башев В. В. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. - 157 с.
Биология: учебник / А. А. Каменский [и др.]. - М.: ЭКСМО, 2003. -640 с.
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. -347 с.
Болотов В.А.Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. - 2003.- № 10.- С.35-42.
Бруновт Е. П. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.: Просвещение, 1984. - 253 с.
Бунькова Е.А. Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. - 2018. - № 2(23). [Электронный ресурс]. - URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/23/30479 (дата обращения: 09.10.2022).
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 240 с.
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация . - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 68–74.
Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся. - М.: Знание. - 1981. - 140 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 79 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002. (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
Крохалева Е. А. Роль практических работ в преподавании биологии. - [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/ (

Практические работы в курсе биологии необходимы для повышения образовательного уровня обучающихся и получения навыков по практическому использованию полученных знаний. Изучая в 6 классе биологию, школьники приобретают знания о жизненных процессах растительного организма. Так практической работой на уроках с физиологическим содержанием может быть эксперимент. 
Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов. На уроках биологии с физиологическим содержанием эксперимент может быть использован в качестве демонстрации, тогда метод будет наглядный, или служить основой практической работы учащихся, практическим методом обучения. В этом случае обучающиеся сами ставят эксперимент аналогично лабораторному, но осуществляют исследование. Также на уроках могут быть включены демонстрации опытов. Опыт не должен быть слишком затяжным и желательно, чтобы он был выполнен или в течение одного урока, или нескольких уроков. Однако это требование не исключает возможности проводить школьниками длительные (в течение нескольких недель и даже месяцев) опыты на фермах по кормлению и уходу за животными, на пришкольных участках, в ученических группах на личных участках, огородах, садах и теплицах дома и школы. В этом случае на уроках целесообразно демонстрировать лишь результаты опытов как в виде цифровых данных (привесы животных, урожай и качество продукции), так и в виде натуральных объектов (живых животных и растений). Можно использовать прием сближения начала и конца опыта. Демонстрируется закладка опыта и конечные результаты. Конечные результаты показываются на предварительно заложенном опыте. Ход опыта обсуждается.  При демонстрации результатов эксперимента необходимо показывать как «контрольные», так и «опытные» растения, сравнивать их. Результаты сравнения надо фиксировать в рисунках, таблицах, графиках и т.д., что позволит закрепить данные наблюдений, найти причинно-следственные связи. В 5-6 классах, опыт должен быть маловариантным, лучше 2-3- вариантным, выразительным. Наряду с научным, теоретическим значением и направленностью, опыт должен иметь и воспитательное, и развивающее, прикладное (практическое) значение-ориентацию.