Развитие социального интеллекта у младших школьников
Введение
Актуальность исследования. Развитие социального интеллекта является важным и необходимым этапом социализации детей в общих процессах усвоения ими опыта жизни в обществе и социальных отношениях.
Восприятие окружающего мира ребенком младшего школьного возраста отличается от того, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Всё это является частью социальной компетентности, которая также важна в развитии младшего школьника, ведь благодаря социальной компетентности возможно в дальнейшем принятие новых социальных ролей, расширение социальных контактов, в связи с чем у обучающегося возникает необходимость в усвоении социальных норм и регуляции поведения, которое связанно с данными нормами. Поэтому важно развивать социальный интеллект в младшем школьном возрасте, ведь именно он характеризует когнитивную составляющую социальной компетентности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования
социального интеллекта младших школьников
1.1. Социальный интеллект как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности социального интеллекта младших школьников
1.3. Принципы и подходы развития социального интеллекта младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА2. Опытно-поисковая работа по исследованию и развитию социального интеллекта младших школьников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования социального интеллекта у младших школьников
2.3. Программа развития социального интеллекта у младших школьников «Моя жизнь в мире людей»
2.4 Анализ результатов апробации программы развития социального интеллекта у младших школьников
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2001.
Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1.
Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография / Ю.А. Герасименко [и др.]; науч. ред. Н.Н. Васягина, Е.А. Казаева; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.]. 2015.
Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник. 2 изд., доп. и перераб. М.: МГУ, 2004.
Баратов Ш.Р., Сабирова Д.А. Социальный интеллект как необходимое качество педагога // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №6. С. 353-359.
Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова М.: Институт психологии РАН, 2004. 118 с.
Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализации // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 39-62.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. М.: Наука, 2001. 312 с.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 2005. 200с.
Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. М.: Педагогика, 2005. 325 с.
Братчикова Ю.В. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности с родителями / Ю.В. Братчикова, Н.С. Волошина // Педагогическое образование в России. 2019. №7. С. 30-37.
Браун Л.T. Продолжение поиска социального интеллекта / L.T. Brown, Энтони // личность и индивидуальные различия. 2003. V. 11. П. 463-470
Выготский Л.С. / Возрастная и педагогическая психология // Сб. стат. М., 2008.
Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология [Сборник]. М., 2002. С. 512-755.
Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что впервые проблемой социального интеллекта занимались такие психологи как Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Олпорт, Э. Торндайк, Р. Селман, М. И. Бобнева, Ю.Н. Емельянова, Л.С. Выготский, А.Л. Южанинова, Д.В. Ушаков, А.И. Савенков и другие. Благодаря изучению научных работ данных авторов, мы смогли выделить общее определение рассматриваемого нами феномена. Социальный интеллект – способность понимать другого человека, учитывать интересы других людей, умение сопереживать, устанавливать контакты, прогнозировать развитие коммуникативных процессов, умение оценить социальную ситуацию и правильно понять свою роль в ней, понимание своих прав и обязанностей, морального долга. Благодаря высоко развитому социальному интеллекту, личностью легко осуществляется усвоение общественных норм, правил, законов [35]. Мы выяснили, что при решении прикладных проблем особый интерес представляет теоретическая модель социального интеллекта, предложенная А.И. Савенковым. В своей работе он выделяет три компонента социального интеллекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [43]. Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что социальный интеллект – относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. Несмотря на это, сформулировано определение социального интеллекта, мы изучили концепции, подходы и модели, рассматриваемого нами феномена, а также проанализировали особенности младшеклассников и возможности по развитию у них социального интеллекта. Анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что у младшего школьника социальный интеллект вступает в активную фазу развития, начиная с семилетнего возраста. Важность развития социального интеллекта у младшеклассников появляется благодаря готовности детей к коллективной работе со сверстниками через ведущий вид деятельности – обучение в школе. Ко второму-третьему классу дети уже способны учитывать разные точки зрения на одну и ту же проблему и эффективно решать возникающие конфликтные ситуации.