Психологическая коррекция воображения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема детского нарушенного воображения очень актуальна. Уровень данной высшей психической функции остается на достаточно низком уровне, жалобы преподавателей зачастую связаны с проявлением бедности воображения.
Воображение - является основой любой когнитивной деятельности, другие психические процессы (внимание, речь, мышление, память и др.) не могут протекать без него.
Проблема нарушенного воображения у младших школьников с задержкой психического обсуждается учеными-психологами на протяжении многих лет. При оценке показателей психического развития воображение, как и все остальные высшие психические функции, является одним из важных компонентов.
Недостаточное развитие воображения является одной из главных причин трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в образовательном учреждении.
К началу обучения в образовательном учреждении от ребенка требуется достаточность сформирован
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ… 8
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе… 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития… 13
1.3 Особенности воображения младших школьников с задержкой психического развития… 20
Выводы по первой главе… 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ… 25
2.1 Организация, методы и методики исследования… 25
2.2 Анализ результатов исследования воображения младших школьников с задержкой психического развития… 30
Вывод по второй главе. 35
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДEРЖКΟЙ ПСИХИЧEСКΟГΟ РАЗВИТИЯ… 36
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 36
3.2 Содержание программы психологической коррекции воображения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития… 39
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ… 45
Выводы по третьей главе… 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / [Г. П. Бертынь, З. М. Дунаева, К. С. Лебединская и др.]; под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
Алферова А. Д. Психология развития школьника Ростов на Дону 2000г.
Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения [Текст]: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2009.
Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М. : Ось-89, 1997.
Артеменко О.Н., Перепелица С.Ю. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» https://scienceforum.ru/2013/article/2013006660 (дата обращения: 12.10.2022 ).
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология [Текст] / Н. Л. Белопольская. М.: Когито-центр, 2001.
Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики. / Д. А. Белухин - М., 2010.
Битянова М. Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998.
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов/Л. Н. Блинова. Москва. НЦ ЭНАС. 2002.
Бондарева, О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития / О. С. Бондарева // Молодой ученый. 2015.№21.
Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А. В. Брушлинский. М., Воронеж: МОДЭК, 1996.
Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках / М.Э.Ванник // Учитель. Уч
М.С. Певзнер и Т.А. Власова в исследовании воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отметили: сенсорная координация не полная, эмоциональнаясфера лабильно-неустойчивая, присутствует моторная неловкость, дети крайне импульсивны, а также быстро утомляются [18].
Е.Е. Кравцова констатирует, что к переходной границе между дошкольным и младшем школьным возрастом такая функция как воображение должна приобрести продуктивный характер. У младших школьников с задержкой психического развития, воображение, находится на ступень ниже, то есть на уровне детей дошкольного возраста. К особенностям Кравцова также относит трудности в обучении, из-за чего останавливается развитие личностных особенностей [53].
Е.А. Медведева исследовала творческое воображение у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Она заметила, что творческое воображение отстает в развитии от детей той же возра