Развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста методом круговой тренировки на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕВыбор темы выпускной квалификационной работы во многом обусловлен миссией Российской Федерации в сфере физической культуры, образования, спорта и потребностями общества.
Во-первых, вектором развития, определенным Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, является дальнейшее совершенствование учебной дисциплины «Физическая культура» в системе общего образования.
Во-вторых, Министерство просвещения Российской Федерации определило задачи по модернизации учебно-методического обеспечения, содержания преподавания учебного предмета «Физическая культура», одной из которых является совершенствование форм, средств обучения в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств.
В-третьих, в среднем школьном возрасте, в период перестройки систем организма, адаптации физиологических систем, интенсивного психического развития, требуется уделять особое внимание здоровью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 6
1.1 Физическое развитие детей среднего школьного возраста 6
1.2 Основные физические качества, их определение и значение 9
1.3 Круговая тренировка как метод развития физических качеств 18
1.4 Организация уроков физической культуры с использованием метода круговой тренировки 22
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Описание объекта исследования и выборки 27
2.2 Программа физической подготовки на основе круговой тренировки 28
2.3 Описание проведенного эксперимента 33
2.4 Используемые методы сбора и анализа данных 34
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
3.1 Анализ полученных результатов 38
3.2 Сравнение результатов экспериментальной и контрольных групп 39
3.3 Обсуждение результатов и выводы 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСтратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р). – URL: Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf (government.ru) (дата обращения: 01.03.2023).
Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн. – URL: http://fcomofv.ru/files/ioe/documents/DJS4IV3YCB1K8CEZVAJ9.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
Примерная рабочая программа основного общего образования «Физическая культура» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27.09.2021 № 3/21). – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/db3ed667e81512984478fc6701ed925b.pdf?ysclid=lgmk4gk313359136655 (дата обращения: 01.03.2023).
Абибуллоева С.А. Психологические особенности развития личности подросткового возраста // Форум молодых учёных. – 2019. – № 2 (30). – С. 39 – 43.
Бабенко М.Е. Метод круговой тренировки в процессе воспитания скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. Материалы симпозиума в рамках XIV (XLVI) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 45-летию Кемеровского государственного университета / под научной редакцией Н.В. Минникаевой. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020 – С. 12 – 15.
Бородина С.В. Круговая тренировка как организационно-методическая форма развития физических качеств обучающихся на уроках физической культуры // Педагогический поиск. – 2018. – № 4. – С. 22 – 29.
Различают следующие организационные особенности и разновидности рассматриваемого метода: непрерывно-поточный метод, поточно интервальный метод, интенсивно-интервальный метод.
При непрерывно-поточном методе круговой тренировки, преимущественная направленность которого развитие выносливости, упражнения выполняются без пауз для отдыха между переходами, свободно, без временных рамок (первый вариант), или за фиксированное время (второй вариант), или в течение определенного времени и одновременно с регламентированным количеством повторений (третий вариант).