Психоаналитические особенности функционирования параноидального лидера и динамики команды под его руководством
Введение
Мы все являемся продуктами нашего прошлого. Как гласит известная поговорка, «рука, качающая колыбель, правит миром». Ранний опыт индивида, его отношения с первичными объекта, прежде всего материнской фигурой, он проносит через всю свою жизнь, находясь под его влиянием и повторяя зародившиеся и сформировавшиеся в указанный период времени паттерны поведения, которые он будет демонстрировать, попадая в те или иные ситуации, во взаимодействии с другими людьми, организациями и т.д.Именно детский опыт определяет генезис типа личностной организации индивида, его эмоциональные реакции и состояния, используемые защитные механизмы.
Этот общий тезис является крайне важным для понимания скрытых сил, причин и оснований тех или иных решений, принимаемых лидерам и/или собственниками организаций, мотивов и целей создания ими бизнесов/организаций, используемых ими стратегий формирования команд и управления ими, а также прогнозирования жизненных циклов организаций, под управлением таких л
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты роли лидера в психоаналитическом подходе
1.1 Психоаналитический взгляд на лидерство
1.2 Психоаналитический взгляд на основные качества (функции) лидера
1.3 Выводы
Глава 2. Параноидная личность с точки зрения психоаналитического подхода и особенности лидерства такого индивида
2.1 Типы личности в психоанализе: краткий обзор
2.2 Параноидный тип личности: особенности формирования и функционирования, используемые защитные механизмы
2.3 Уровни организации личности. Пограничная структура личности: критерии и особенности
2.4 Особенности стиля лидерства индивида параноидного типа и его влияния на динамику команды
2.5 Выводы по теоретической части
Глава 3 Исследование психоаналитических особенностей параноидного лидера и динамики команды под его управлением на примере кейса
3.1 План исследования и используемые методики.
3.1.1 Метод анализа и интерпретации текстов
3.1.2 Балинтовская групповая работа
3.1.3 Групповая супервизия
3.1.4 Метод индивидуальной супервизии
3.2 Описание кейса
3.3 Анализ и исследование взаимодействия лидера с последователями методом «Анализ текстов»
3.4 Анализ и исследование динамики влияния лидера на последователей в формате Балинтовской группы и полученные результаты
3.5 Определение типа и структуры личности лидера и обусловленных этим особенностей его функционирования путем групповой и индивидуальной психоаналитической супервизии
3.5.1 Разбор кейса в групповой супервизии
3.5.2 Разбор кейса в индивидуальной супервизии
3.5.3 Выводы по итогам групповой и индивидуальной супервизий
3.6 Выводы эмпирической части исследования
Заключение
Список литературы
Список литературы
1. Бион, Уилфред Рупрехт. Внимание и интерпретация. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2010. – 192 с.
2. Винокур, В.А., Четчик, А.А. Балинтовская группа: цели, характеристики и структура. Журнал Терапевтический архив, (10), 24-26.2000.
3. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. — М.: Когито-Центр, 2003. – 478 с.
4. Гирнальзик Т., Катружевский А., Ломер М. Бессознательное в организации. Психодинамика руководства, консалтинга и управления изменениями. — М.: Независимая фирма «Класс», 2019 – 416 с.
5. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-5 (5-е изд.). Арлингтон, Вирджиния: Американская психиатрическая ассоциация. 2013. – 669 с.
6. Ирниденко А.А., Шаповалова Е.В. Психодинамические аспекты взаимодействия лидера и команды в контексте Agile-трансформации // Журнал практической психологии и психоанализа. Том III. 2022. № 1. С. 149-165
7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2021. – 944 с.
8. Кернберг О. Конфликт, лидерство, идеология в группах и организациях -М.: Независимая фирма «Класс», 2018. – 424 с.
9. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. – М.: «Альпина Паблишер», 2011. – 276 с.
10. Кетс де Врис М.. Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций. – М.: BestBusinessBooks, 2008. - 336 с.
11. Кетс де Врис М., С. Шекшня, К. Коротов, Э. Флорент-Трейси. Новые лидеры российского бизнеса. – М.: «Альпина Паблишер», 2005. – 340 с.
12. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. – П.: Питер, 2010. - 400 с.
13. Кречмар Т., Гамбургер А. Коучинг и супервизия. Психодинамическое консультирование руководителей М.: Независимая фирма «Класс», 2020 – 294 с.
14. Кулаков, С.А. Супервизия в психотерапии: Учебное пособие для супервизоров и супервизантов. Москва: МЕДпресс-информ, 2022.
15. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа, 2019. – 627 с.
16. Лоуренс Гордон В., Бейн Алистер, Голд Лоуренс Д. Пять базовых допущений. Журнал «Свободные ассоциации» (1996), Том 6. Часть 1 (№37): 2855// Журнал клинического и прикладного психоанализа. Том I, № 2. 2020 г.
17. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Независимая фирма «Класс», 2021. – 480 с.
18. Меннингер К. Война с самим
Развивая идею Фрейда У. Бион пишет в своей работе «Опыт в группах», что любая группа собирается для того, чтобы кое-что «осуществить». Такое объединение или кооперация происходят на добровольной основе, нацелено на выполнение определённой задачи; группа имеет связь с реальностью, используемые ею методы достижения общей цели будут рациональными. Эту грань психической активности У. Бион назвал «рабочая группа» (Бион, 1961). Она мобилизует у своих участников сложную умственную деятельность, которую они проявляют посредством зрелого функционирования, управляют психической границей, отделяющей внутренний мир от внешнего, и стремятся управлять своими ролями как члены рабочей группы. Такая группа функционирует как открытая система (Лоуренс и др., 1996).
В рабочей группе роль лидера как бы отходит на второй план (на примере себя как ведущего терапевтической группы У. Бион демонстрирует, что лидер такой группы занимает скорее позицию наблюдателя и интерпретирует происходящие процессы и взаимодействия её участников).
Вместе с тем, учитывая, что нахождение в группе обуславливается усиленными эмоциональными связями и психологической регрессией к детской зависимости (Габриэль, 2011), группа подвержена бессознательным примитивным фантазиям, уводящим ее в состояние временного психоза, в «ответ» на которое срабатывают примитивные психологические защиты участников группы, которые заставляют её терять связь с основной задачей, которую она стремилась