Особенности организации урока физической культуры в малокомплектных школах посредством использования музыкального сопровождения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека, как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата среднего школьного возраста. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряжений деятельности всех физиологических систем. Поэтому выбранная нами тема сейчас наиболее актуальна.
В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ………………………………….. 6
1.1. Методические рекомендации организации урока физической культуры в школе……………………………………………………………. 6
1.2. Структура и задачи урока физической культуры в малокомплектных школах………………………………………………………………………... 13
1.3. Влияние музыки на воспитание физической работоспособности детей…………………………………………………………………………... 21
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Задачи исследования……………………………………………………. 25
2.2. Методы исследования…………………………………………………... 25
2.3. Организация исследования……………………………………………... 26
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ…………………………………………………….. 29
3.1. Методика организации и проведения современного урока физической культуры МБОО Чымнайской СОШ…………………………. 29
3.2. Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в МБОО Чымнайской СОШ с музыкальным сопровождением.. 35
3.3. Анализ и обсуждение результатов исследования…………………….. 40
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………... 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.......................................................... 52
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………... 58
1. Ашмарин Б. А. - Теория и методика физического воспитания:Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов 3.Н. Вяткина. - М: Просвещение, 2020. -287с.
2. Беляев А. В., Савина М. В. Волейбол. - М.: Спорт Академ Пресс, 2018. - 368 с.
3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.; ФиС, 2012. -288 с.
4. Быков В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. - Челябинск: УралГАФК, 2018. -74 с.
5. Велитченко В.К. Физкультура без травм. - М.: «Просвещение», 2018. -128 с.
6. Валиахметов Р. М. - Физическое воспитание учащихся: Программа /Р.М. Валиахметов. - Уфа, 2016. - 46 с.
7. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивнойдеятельности// Психологический журнал. -2023.-№2.- 78-83с.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. -288 с.
9. Грибачев М.А. Урок волейбола. Методические рекомендации // Физическая культура в школе – 2019. -№8 – 14 с.
10. Железняк Ю. Д., Шмулятьев В. М. Волейбол. - М.: ФиС, 2017. -302 с.
11. Железняк Ю.Д., Петров В.К. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2020. -264 с.
12. Основы теории и методики физической культуры: учеб. Для техн. Физ.культ. / под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2019. -135 с.
13. Клещев Ю.Н. Организация урока в школе. - М: СпортАкадемПресс, 2003. - 189 с.
14. Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М.: Просвещение, 2019. – 359 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультурам спорт, 2021 - 543 с.
16. Качашкин В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. Училищ. -5-е изд., доп. - М.: «Просвещение», 2019. -304 с.
С учениками, пришедшими на урок в несколько возбужденном состоянии (например, после контрольной работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятие с перестроений, поворотов и обычной ходьбы. В этом случае лучше применить игры или упражнения типа заданий, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроков физической культуры, и включает их в занятие физическими упражнениями. Наоборот, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными, с ними можно сразу изучать новый материал (элементы строя и перестроения).
В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению упражнений.
В начале вводной части учитель знакомит школьников с задачами урока.
После чего учитель включает музыку, соответствующую к задачам и целям урока. Разминка под любой музыкой дети выполняют охотно и с настроением.