Влияние сиблинговой позиции на воспитание личности

Скачать диплом с рассмотрением изучить особенности родительского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.10.2024
Объем файла
436 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Тема родительского отношения давно интересовала как представителей разных психологических школ, так и ученых, рассматривающих эту тему с точки зрения междисциплинарного подхода (на стыке философии, социологии, физиологии, культурологии). Однако за последние 10-15 лет в обществе сменились акценты в восприятии женщины-матери и самого феномена материнства.
Мамы настоящего времени – это, в основном, маленькие девочки 80-х и 90-х годов ХХ века. А это значит, что представление о материнстве формировалось у этих женщин в другую эпоху. Эпоху с другими социальными установками и, во многих случаях, другим укладом в семье. Сегодня на психологическое состояние молодой матери оказывает влияние множество факторов, формируется определенный образ «правильного материнства» или же, наоборот, «правильного нематеринства». Сейчас этому активно способствует информация, транслируемая через такие каналы коммуникации, как интернет, социальные сети, телевидение, реклама, кинематограф.
=

Содержание

Введение 5

1. Теоретические основы проблемы исследования воспитания личности в зависимости от сиблинговой позиции ребенка 8

1.1 Психология семьи. Формирование материнства и родительского отношения 8

1.2 Психологические особенности воспитания ребенка 12

1.3 Сиблинговая позиция ребенка как дифференцирующий фактор воспитания 18

2. Эмпирическое  исследование воспитания ребенка в зависимости от сиблинговой позиции 37

2.1 Описание методик эмпирического исследования 37

2.2  Результаты исследования и их интерпретация 42

2.3 Психолого-педагогическая программа по формированию эффективного воспитания ребенка в зависимости от сиблинговой позиции в семье 45

Заключение 52

Список литературы 55

Приложения 61

Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 96 с.
Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений. Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 216 с.
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1999. - 419 с. Большой психологический словарь. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 633 с.
Ачкурина А.А. Роль семьи в формировании личности: социальнофилософский анализ.: дис…..канд. психол. Наук. – Уфа. – 2001. – 170 с.
Бейкер, К. Теория семейных систем М. Боуэна / К. Бейкер // Вопросы психологии – 1991. – №6. – С. 155 – 165.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 424 с.
Биосоциальная природа материнства и раннего детства /Под. ред. А.С. Батуева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. – 347 с.
Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. … канд. социол. наук. – Казань, 2005. – 245 с.
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 666 с.
Боулби Дж. Привязанность. / Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской – М.: Гардарики, 2003. – 40 с.
Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. - 180 с.
Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. - № 1. – С. 137 - 146
Васильева Е. Л. Процесс индивидуализации как условие нормального развития семьи //Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.
 


Австрийский психолог Уолтер Томен (в некоторых источниках – Вальтер Томан) так определил сиблинговую позицию (от англ. sibling – брат или сестра). Сиблинговая позиция — стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Он выделил такие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец [37].
1846199469649 Каждой позиции присущ определенный стиль взаимодействия и функционирования индивида. Кроме того, изучая тысячи семей, У. Томен заметил, что люди, занимающие одинаковые сиблинговые позиции в семье, имеют тождественные типы нервной деятельности, психотипы [73].
Исследования У. Томана были эмпирически подтверждены многими другими учеными.