Гендерные различия в проявлении агрессии у младших школьниковс легкой умственной отсталостью
ВведениеАктуальность исследования. Детская агрессия является одной из самых сложных и актуальных проблем для современного общества. Каждый по-разному ведет себя в различных жизненных ситуациях и довольно часто, с некоторой долей агрессии. Степень проявления агрессивного поведения может зависеть от различных факторов: пола, возраста, типа семейного воспитания, типа темперамента и т.д. Поэтому важно своевременно выявить причины агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и учитывать эти причины в практике воспитания и развития[1].
Проблема агрессивного поведения у умственно отсталых школьников актуальна на сегодняшний день по ряду причин. Во-первых, данные статистики свидетельствуют об увеличении количества умственно отсталых, во-вторых, данные о распространенности расстройств поведения среди детей рассматриваемой категории не утешают.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных различий в проявлении агрессии у младших школьников с легкой умственной отсталостью 6
1.1Понятия и виды агрессии 6
1.2Проявление агрессии в поведении у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 16
1.3 Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью 20
Глава 2. Исследование гендерных различий в проявлении агрессии у умственно отсталых младших школьников. 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
2.3. Методические рекомендации для психологов по преодолению агрессии у умственно отсталых младших школьников 37
Заключение 39
Биографический список 40
Биографический список 45
список1) Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19.
2) Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Персонализация образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в возрасте 6-10» / Вопросы обеспечения лекарственных средств. 2016. № 1(11). С. 57-68.
3) Баранова М.Л. Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области /Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия Педагогика, 2009 № 2. – 152 с.
4) Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.
5) Борисова Ю.В. Характеристика эмоционально-вегетативных нарушений у пациентов с диагнозом «лёгкая умственная отсталость с нарушениями поведения» // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 21. С. 48-50.
6) Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 4. С. 66-75.
7) Гамбург А.Л. Некоторые особенности высшей нервной деятельности при олигофрении в степени имбецильности //Доклады АПН РСФСР. – М., 1960, № 1.
8) Гоголева Г.С. Практические действия и познание мира детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. С. 74-77.
9) Гонтаренко Т.В. Социокультурный аспект педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью во внеурочное время (на факультативном курсе) в специальном коррекционном образовательном учреждении вида VIII // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 50-51. С. 15-21.
Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т. е. имеет социальный контекст. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т. е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего [6]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции — страх или гнев и, соответственно, два вида реагирования — бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.