Развитие уровня эмпатии у медицинских сестер
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших личностных и профессиональных качеств медицинских сестер является способность к эмпатии и восприятию сенсорного состояния других людей, развитию полноценных и благоприятных эмоциональных отношений с пациентами, анализу своего и чужого поведения, гуманному отношению к пациентам, этическим ценностям и глубокой интуиции.
Актуальность данного исследования Профессиональная деятельность в сфере здравоохранения имеет множество особенностей, и ее успех зависит не только от практических знаний и навыков, но и от умения применять их на практике в условиях здравоохранения через развитие личных профессиональных качеств.
Специалисты здравоохранения работают в системе «человек-человек», где происходит мысленный процесс уподобления себя другому человеку, чтобы «понять» переживания и чувства воспринимаемого человека.
Взаимодействие между медицинским работником и пациентом является проявлением личностных качеств субъекта.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы эмпатии в психологии и в профессиональной деятельности……………………………………………..7
1.1. Понятие и роль эмпатии в психологии и ее влияние на профессиональную деятельность………………………………………………7
1.2. Виды, формы и уровни эмпатии……………………………………….…17
1.3. Проявление эмпатии у медицинских сестер в профессиональной деятельности……………………………………………………………….……19
Выводы по главе 1……………………………………………………………...27
Глава 2. Анализ влияния эмпатии на эффективность деятельности медицинских работников (на примере БУЗОО «ОДКБ» г.Омска)………….31
2.1. Организации и методы исследования…………………………………….31
2.2. Исследование уровней эмпатии медицинских работников по методике В. В. Бойко ………………………………………………………………...……46
2.3. Исследование общих эмпатических тенденций медицинских работников по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна……………………………………49
2.4. Исследование эмоциональных барьеров в межличностном общении по методике В.В Бойко ……………………………………………………………51
2.5. Диагностика социальной эмпатии по методике Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М…………………………………………………53
2.6. Рекомендации по развитию эмпатии у медицинских сестер……………55
Выводы по главе 2……………………………………………………………...59
Заключение……………………………………………………………………...61
Список литературы…………………………………………………………… 64
Список литературыАнтонычев, С. В. Психология личности в трудах отечественных психологов./ С. В.Антонычев // Психология. – 2016. – С. 30 – 36.
Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности – М.: Наука. – 2001. – С. 3 – 18
Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство врача: Учебное пособие– М., СМЫСЛ, 2003. – 222 с.
Батурин, Н.А. Методика диагностики стиля атрибуции детей / Н.А. Батурин, Д.А. Циринг // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология. Сборник научных трудов. Т. 2; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, – 2000. – С. 105 – 116
Бек, А. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г Эмери. – СПб.: Питер. 2003. – 304 с.
Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: Учебник для бакалавров / В.В Бойко. - М.: Дашков и К, – 2016. – 432 c.
Борисова А.А.Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность // Особенности познания и общения в процессе обучения. – Ярославль. – 1982. – С. 92 – 96
Вартанян Г. А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л.. – 1989. – 125 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ. – 2008. – 672 с.
Гордеева Т.О. //Психология мотивации достижения. Учебное пособие. М.: Смысл. – 2006. – 336 с.
Гордеева, Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала / Т.О. Гордеева // Психологическая диагностика. – 2007. – С. 32-65.
Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015.– С. 86 –89
Долготов, Т. В. Тревожность - фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи // Долготов Т. В. - Москва: Лаборатория Книги. – 2010. –125 с.
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу с пациентом. – Л.: Издательство ЛГУ. – 2001. – 106 с.
Жариков, Е.. Для тебя и о тебе! / Е. Жариков, Е. Крушельницкий. -М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Уровень подготовки врача и развитие его личности являются важнейшими факторами, влияющими на выздоровление пациента.
Существует множество особенностей профессиональной медицинской практики, и ее успех зависит не только от знаний и умений врача-специалиста, но и от его способности воплотить их в практической деятельности через развитие профессиональных качеств личности.
Одним из ключевых личных и профессиональных качеств медицинских работников является способность сопереживать и воспринимать сенсорное состояние других людей, т.е. эмпатия, а также умение устанавливать раппорт, соразмерное и поддерживающее эмоциональное отношение с терпением, способность анализировать свое и чужое поведение, гуманное отношение к пациентам, этика и глубокая интуиция. Это один из аспектов.
В медицине эмпатия означает распознавание и демонстрацию осведомленности об эмоциональном состоянии других людей.