Психолого-педагогические условия формирования профессионального самоопределения у обучающихся 9 классов с умственной отсталостью

Скачать диплом с рассмотрением определение психолого-педагогических условий формирования профессионального самоопределения у обучающихся 9 классов с умственной отсталостью.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.10.2024
Объем файла
240 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1920 руб.
2400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность проблемы самоопределения является государственной и определяется нормативными актами, правами и возможностями данной категории учащихся. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», одной из главных задач современной общеобразовательной школы является подготовка обучающихся к жизни в обществе, продолжению образования и началу профессиональной деятельности [40].
Проблема профессионального самоопределения личности подробно рассмотрена в многочисленных отечественных и зарубежных психологических исследованиях. К фундаментальным отечественным работам по изучению профессионального самоопределения относятся труды Е. А. Климова [26], А. К. Марковой [33], Н. С. Пряжникова [51] и др.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы психолого-педагогических условий формирования профессионального самоопределения у обучающихся 9 классов с умственной отсталостью…........................................................... 8
1.1 Теоретические представления о профессиональном самоопределении в психологии……………………………………………. 8
1.2 Особенности становления профессионального самоопределения у обучающихся с умственной отсталостью……………………..................... 14
1.3 Психолого-педагогические условия формирования профессионального самоопределения у подростков с нарушениями интеллекта ……………...…………………………………………………… 19
2 Экспериментальное изучение формирования профессионального самоопределения у обучающихся 9 классов с умственной отсталостью………………………………………………………………….. 27
2.1 Организация и методика исследования……………………………… 27
2.2 Содержание работы по формированию профессионального самоопределения у обучающихся 9 классов с умственной отсталостью………………………………………………………………….. 39
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию профессионального самоопределения у обучающихся 9 классов с умственной отсталостью……………………………………………............. 45
Заключение………………………………………………………………...... 53
Список использованных источников………………………………………. 55
Приложения………………………………………………………………….. 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акимова, О. И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.03 / Акимова Ольга Ильинична ; Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012. – 23 с.
Акимова, О. И. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида / О. И. Акимова // Сибирский педагогический журнал / Новосибирский гос. пед. ун-т. – 2013. – № 3. – С.346–353.
Акимова, О. И. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 2. – С. 34–45.
Акимова, О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. – 2014. – № 26. – С. 1–7.
Алмазова, О. В. Обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью / О. В. Алмазова, Г. Г. Зак. Т. В. Козик // Специальное образование. – 2020. – № 4. – С. 6–16.
Батышев, С. Я. Трудовая подготовка школьников / С.Я. Батышев. – Москва : Педагогика, 1981. – 192 с.
Беляева, О. Г. Исследование личностных особенностей самоопределения подростков с интеллектуальными нарушениями / О. Г. Беляева // Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие. – 2021. – № 2. – С. 133–143.
Бобровская, А. Н. Профессиональное самоопределение старшеклассника в проектной деятельности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.01 / Бобровская Анжелика Николаевна ; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2006. – 28 с.
Бондарева, Л. Ю. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников / Л. Ю. Бондарева // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1066-1067. URL: https://moluch.ru/archive/104/24165/
 


Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.
Исходя из сущности профессионального самоопределения, С. Н. Чистякова выделяет основные средства его формирования: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей (профессиональные пробы); профессиональная консультация; профессиональный отбор; социально-профессиональная адаптация [55]. В связи с тем, что профессиональное самоопределение является сложным по своей структуре и на него оказывает влияние комплекс факторов, для формирования его необходимо использовать не только специальные средства системы профессиональной ориентации, но и другие, из смежных областей знаний.