Особенноси и условия развития мотивационной готовности к школе детей 6-7 лет с нарушениями речи
Введение
Актуальность исследования. В связи с повышением требований современного общества к уровню подготовленности детей к школе встает вопрос об изучении условий и способов формирования готовности к школе.
Отсутствие сформированной готовности детей к обучению в школе объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных рекомендаций по данному вопросу.
Е. Е. Васюкова писала о том, что в последнее время требования школы к уровню развития дошкольника значительно возросли - возникла необходимость целенаправленного развития ребенка для успешного обучения в школе [14].
Для решения этой задачи необходимо определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи …………………………………………..…….
1.1 Проблема развития мотивационной готовности
к обучению в школе в психолого-педагогических исследованиях...
1.2 Особенности развития мотивационной готовности
к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
1.3 Методы развития мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с нарушениями речи………………..………..
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с нарушениями речи …………………………….…………………..…………………………
2.1 Выявление уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с нарушениями речи …………………………………………………..
2.2 Организация и содержание работы по развитию мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с нарушениями речи ………………………………………..
2.3 Определение динамики сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с нарушениями речи ………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………
Приложения ………………………………………………………….……...
Список литературы
Aunola K., Leskinen E., Nurmi J. E. Developmental dynamics between mathematical performance, task motivation, and teachers' goals during the transition to primary school // British Journal of Educational Psychology. 2006. Vol. 76, № 1. P. 21–40.
Berhenke A. Observed emotional and behavioral indicators of motivation predict school readiness in Head Start graduates // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, № 4. P. 430–441.
Day C .A., Burns B .M. Characterizing the Achievement Motivation Orientation of Children From Low and Middle Income Families // Early Education & Development. 2011. Vol. 22. № 1. P. 105–127.
Harris R. S. Motivation and School Readiness: What Is Missing From Current Assessments of Preschooler's Readiness for Kindergarten? // NHSA Dialog: A Research to Practice Journal for the Early Childhood Field. 2007. Vol. 10, № 3-4. P. 151–163.
Leibham M. E. Parenting behaviors associated with the maintenance of preschoolers' interests: A prospective longitudinal study // Applied Developmental Psychology. 2005. Vol. 26. P. 397–414.
Zentall S. R., Morris B. J. Good job, you are so smart: The effects of inconsistency of praise type on young children's motivation // Journal of Experimental Child Psychology. 2010. Vol. 107, № 2. P. 155–163.
Акимова, Л. В. Психологические аспекты формирования мотивации к обучению у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Комплексные исследования в образовании. 2015. № 1. С. 62–69.
Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. - 2005. - № 5. - С.41.
Бабкина Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе : Пособие для психологов и специалистов коррекционио-развивающего обучения. Москва : Айрис-пресс, 2005. 144 с. URL: https://www.studmed.ru/babkina-nv-ocenka-psihologicheskoy-gotovnosti-detey-k- shkole_a7a192c23ad.html (дата обращения 30.05.2021).
При проведении данной методики дети, обладающие оценочным и внешним мотивом при выборе карточек неохотно общались с экспериментатором, проявляли стеснительность и неловкость, не могли объяснить причину своего выбора.
Воспитанники, обладающие игровым мотивом, уточняли, что им хочется пойти в первый класс, чтобы играть на переменах, общаться с друзьями. Однако непосредственно учебный процесс и получение новых знаний не являлось для воспитанников приоритетным мотивом.
Воспитанники, обладающие социальным и учебным мотивом, осуществляли выбор уверено, четко объясняли свой выбор.
Методика Р. С. Немова «Отношение ребёнка к обучению в школе»
Таблица 2 – Распределение детей 6 – 7 лет по уровням проявления интереса к школьному обучению