Портреты современников в мемуарной прозе: принципы создания и функции (на материале книги И. Одоевцевой "На берегах Невы")

Скачать дипломную работу на тему: "Портреты современников в мемуарной прозе: принципы создания и функции (на материале книги И. Одоевцевой "На берегах Невы")". В которой изучены способы достижения эстетического эффекта эго-прозы: средства выразительности, особенности композиции и сюжета. Поведен анализ образа города в книге «На берегах Невы».
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.10.2024
Объем файла
189 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность выбранной нами темы определяется большим количеством дискуссий о месте мемуарной прозы в литературном процессе, об осмыслении эго-документов как отдельного рода словесности. Эпоха русского модернизма – одна из самых насыщенных в истории русской культуры. Это время важнейших событий и ярких личностей, поэтому взгляд на литературный процесс того времени вне исторического контекста невозможен. Публикация книги И. Одоевцевой «На берегах Невы» состоялась в журнале «Звезда» в 1988 году и быстро оказалась в центре читательского интереса. Увлечение мемуарной прозой последние десятилетия объяснимо: возрастает интерес к личности конкретного человека, к его неповторимой судьбе. В современной литературе существует тенденция к персонализации повествования. Автор становится субъектом высказывания, его взгляды и его переживания принципиально важны для понимания исторического процесса читательской аудиторией – это важная социально-культурная функция мемуарной прозы. Интимность пов

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Жанровые особенности мемуарной прозы 8

1.1 Взаимодействие факта и вымысла 8

1.2 Типизация и эстетизация как путь от документального к художественному 11

Глава 2. Теоретические аспекты портрета в мемуарной прозе 15

2.1 Определение понятия «портрет» в мемуарной прозе: особенности создания и цели. 15

2.2. Специфика мемуарного образа в книге «На берегах Невы» 19

2.3 Об автобиографическом мифе 22

Глава 3. Анализ создания портретов современников в книге «На берегах Невы»: Гумилёв, Мандельштам, Блок, Ахматова, Белый и др. 25

3.1. Мемуарный портрет Н.С. Гумилева 25

3.2. Мемуарный портрет О.Э. Мандельштама 31

3.3. Мемуарный портрет А.А. Блока 36

3.4. Мемуарный портрет Андрея Белого 40

3.5 Мемуарный портрет Михаила Кузмина 43

3.6 Мемуарный портрет Георгия Иванова 46

3.7. Мемуарный портрет Анны Ахматовой 48

3.8 Образ автора и формы авторского самовыражения 51

3.9 Мемуарный образ Петербурга 55

3.10 Выводы по анализу мемуарных портретов 59

Заключение 63

Список литературы 65

Приложение 70

Список литературы

Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1 / [вступ. ст. П. Николаева], 1991, 344 с.
Аронсон Г.Я. Новый журнал. Книги 72 и 73 // НРС. 1963. № 1847. 6 октября, 7 с.;
Арьев А.Ю. «В Петербурге мы сойдемся снова...» (О стихах и автобиографической прозе Ирины Одоевцевой, о Георгии Иванове и Николае Гумилеве). Перечитывая заново: Литературно-критические статьи/Сост. В. Лаврова.– Л.: Худож. лит., 1989.– c. 231–255.
Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Биографическая проза, М.: Эллис Лак, 2000.
Беляков С.С. Парижские мальчики в сталинской Москве: документальный роман. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022, 668 с.
Берберова Н.Н. Александр Блок и его время: Биография / Пер. с фр. А. Курт, А. Райской. – М.: Издательство Независимая Газета, 1999. – 256 с. – (Серия «Литературные биографии»).
Берберова Н.Н. Курсив мой. М.: ACT, Редакция Елены Шубиной, 2021, 685 с.
Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода, Москва, 2001. – 112 с.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с.
Будницкий О.В. Другая Россия: исследования по истории русской эмиграции. М.: Новое литературное обозрение, 2021, 629 с.
Вульфсон Г.Н. Методика работы с текстами личного происхождения // Сотворение истории. Человек. Память. Казань: Мастер-Лайн, 2001. - С.104-117.
Высотский О.Н. Николай Гумилев глазами сына; Воспоминания современников о Н.С. Гумилеве / Орест Высотский. – М.: Молодая гвардия, 2004, 633 с.
Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. - 463 с.
Гумилев Н. С. Собрание сочинений: В 4 т. / Под ред. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. М.: Терра, 1991. Т. 4.
Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций / Под ред. 3. И. Плавскина, В. В. Жирмунской. – СПб.: Издательство С.-Петербург. юд. у

Да, он «поэт, путешественник, воин, герой – это его официальная биография, и с этим спорить нельзя», но выбирает рассказать нам Одоевцева именно про Гумилева-творца, поскольку «поэтом он не мог не быть». Первая жена Гумилева поэт Анна Ахматова вспоминала, что он скорее «согласился бы просить милостыню в стране, где нищим не подают, чем перестать писать стихи» [Ахматова А.А., 2000, с. 128]. Отношение Гумилева к поэзии как к воздуху, а к деятельности поэта как к миссии, к призванию, вспоминали многие современники, например, К.И. Чуковский, В.Ф. Ходасевич [приложение №3].
Из маленьких эпизодов-зарисовок мы постепенно узнаем о характере поэта: Одоевцева пишет, что он был «эгоистичен и эгоцентричен», когда «ликвидировал одно блюдо за другим, не переставая говорить о стихах», а она сидела рядом голодная [c. 75]. В диалогах с ученицей он делится сокровенным, рассказывает о детстве, о совместной жизни с Анной Ахматовой: «Я не видел греха в моих изменах. Они, по-моему, прекрасно уживали