Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональное состояние ребёнка играет важную роль в его психологическом развитии, а также в становлении ребенка как личности. Эмоции и чувства - это психические процессы, которые отображают личную значимость внешних и внутренних обстоятельств, волнений для жизнедеятельности человека. Эмоция – есть переживание. Чаще всего она неосознанная и по этой причине ее сложно сопоставить с чем-то определенным. На данный момент в обществе наблюдается тенденция к увеличению количества страхов и уровня тревожности. И это наблюдается не только у старшего поколения, но и детей, в том числе и дошкольного возраста, причина этого не только в индивидуальных особенностях дошкольников, но и предполагаю, что проблема передается из беспокойства существенной части населения, а особенно значимых взрослых, увеличившегося количества стрессов и в отсутствии безопасности.
Изучением детских страхов занимались как зарубежные психологи, такие как К. Г. Юнг, З. Фрейд, К. Хорни, так и отечественные Б. Д
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Генезис формирования страха и его влияние на развитие личности
1.2 Страх и причины его возникновения в старшем дошкольном возрасте
1.3 Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.4 Эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и методическое обеспечение исследования страхов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2 Анализ результатов исследования страхов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Программа по коррекции страхов для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
3.2 Методические рекомендации для психологов по коррекции страхов в процессе психологического сопровождения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Список литературы
1. Буянов М.И. «В кабинете детского психиатра». Здоровья 1990 – 127с.
2. Бочарова Е.А. Специальная психология. Архангельск 2010 – 3с.
3. Василюк Ф.Е Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А.Власова, М. С. Певзнер. – М., 1993. – 160 с.
5. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 267 с.
6. Волков Б.С, Н. В. Волкова. Детская психология – М. : Кноракс, 2008. – 189 с.
7. Дэниэл Н. Стерн. Межличностый мир ребенка. Санкт-Петербург 2006г.
8. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у дошкольников[Текст] / - С-П., 2000 – 135с.
9. Захаров, А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у дошкольников и подростков» [Текст] / М., 1997.
10. Коненкова, И. Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой развития [Текст] : коррекционная педагогика / И. Д. Коненкова. – М. : [б. и.], 2003. – 112 с.
11. Каган В.Е. Страх и Тревога [Тескт] – Смысл 2010 – 143с
12. Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. - № 3. – С. 407 – 412.
12. Лебединский, В. В., Никольская О. С., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В.Лебединский, О. С. Никольская. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 256 с.
13. Леонтьев, А. Н Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : МГУ, 1971. – 40 с.
14. Лубовский, В. И. Задержка психического развития [Текст] / В. И. Лубовский // Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. – М. : Академия, 2003. – 206 с.
15. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004. – 323с.
16. Мухина В. С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – СПб.: Питер, 1992. – 537 с.
17. Мухина В.С, А.А Хвостов. Возрастная психология: детство, отро
Проблема дифференциации страха от других эмоций требует более тщательного анализа причины возникновения страха прослеживается в теоретическом подходе Боулби, он обозначил ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха: «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо». Боулби предложил 4 основы для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха:
- проявления страха имеют могут завязываться одновременно или последовательно;
- события, которые вызывают одну реакцию из них, обычно вызывают и другие;
- большинство из реакций, выполняют единую биологическую функцию защиты;
Причины страха могут быть разделены на 4 класса[http://it-med.ru/library/s/fear.htm]:
Врожденные детерминанты.
Грей разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность (боль и громкий звук), новизна (незнакомые люди