Связь семейной ситуации развития и тревожности у детей подросткового возраста

Скачать дипломную работу на тему: "Связь семейной ситуации развития и тревожности у детей подросткового возраста". В которой проанализированы особенности семейной ситуации развития детей подросткового возраста. Выявлен уровень тревожности детей подросткового возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.10.2024
Объем файла
159 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Семья является важной ценностью в жизни многих людей. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками, и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребенка ближайший круг общения есть семья, в котором формируются его отношение с внешним миром и психика. Влияние родителей на детей многопланово и безусловно, особенно в подростковом возрасте. По данным исследований И.С. Кона родители для подростков – предмет для подражания, дети ждут от них понимания и поддержки, но родителям трудно понять меняющуюся на глазах психологию своего ребенка в период переходного возраста [24]. Дети и родители как правило неверно представляют себе оценки и самооценки друг друга. Отсюда извечный конфликт между поколениями. Свести его к минимуму возможно, приняв еще не до конца сформировавшуюся личность подростка, как некую автономную реальность, увиде

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ…………....5

1.1 Семья как психологическая  система……………………………………......5

1.2 Особенности родительско-детского взаимодействия в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...16

1.3 Тревожность как эмоциональная система…………………………………28

Выводы по главе 1……………………………………………………………….35

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ  У ПОДРОСТКОВ………….37

2.1 Процедура и методы исследования………………………………………...37

2.2 Результаты исследования семейной ситуации развития и уровня тревожности подростков………………………………………………………...40

2.3. Особенности проявления тревожности в группе подростков ….…….… 44

2.4. Результаты оценки взаимосвязи семейной ситуации развития и тревожности у подростков………………………………………………………48

Выводы по главе 2……………………………………………………………….53

Заключение………………………………………………………………….……55

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………......58

Приложения……………………………………………………………………...63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

1. Айгумова, З.И. Исследование эмоциональной устойчивости подростков в контексте детско-родительских отношений / З.И. Айгумова, К. И. Чижова // Проблемы современного образования. – 2017. – № 5. – С. 53–63. 

2. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккеман // Семейная психотерапия. Хрестоматия. - СПб. : Питер, 2010. – 227 с.

3. Аноприенко, Е. В. Стиль родительского поведения как фактор хронического стресса у детей / Е. В. Аноприенко // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 10. – С. 13 – 18.

4. Антонов, А. И. Микросоциология семьи / А. И. Антонов. – М. : ИНФРА-М, 2011. - 364 с. 

5. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2014. – 420 с.

6. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. М. Астапов // Психологический журнал. – 1992. – № 5. – С. 111-117.

7. Берко, Д. В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: автореф. дисс. канд. психол. наук / Д. В. Берко. – Ставрополь, 2000. – 125 с.

8. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности   / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. : сб. ст. : в 2 т. / гл. ред. Г. Д. Ахметова. – Челябинск. : Два комсомольца, 2011. – Т. 2. – С. 124 – 127.

9. Бочанцева, Л.И Основы психологии семьи и семей¬ного консультирования / Л.И. Бочанцева, Н.В. Дмитриева.  - Ишим: Изд- во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - 192 с.

10. Бочанцева, Л.И. Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования / Л.И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 4. – С. 44–51. 

11. Варга, А. Я. Избаловать ... любовью? / А. Я. Варга // Семья и школа.– 2016. – № 8. – С. 25 – 27.

12. Васильченко, Н. А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков / Н. А. Васильченко. –   М. : Эксмо, 2016. – 315 с.

13. Венза, Т.В. Развитие личности 

Это, в свою очередь, формирует многогранное представление о родителях, которые предстают перед подростком одновременно с разных сторон. Поэтому он начинает воспринимать их и более детально, и целостно, эмоционально насыщенно и дифференцированно. Образ матери и отца наполняется конкретным, чувственным содержанием [46].
Н.А. Давыдовская в своем исследовании показала, что, чем противоречивее образы родителей в сознании ребенка и чем больше воспитательные установки родителей различаются с их реальным поведением, тем больше вероятность возникновения невроза или соматического заболевания у ребенка. Положительные родительские образы – символы родителей, помогают стабилизировать психику подростка в трудных жизненных ситуациях [18].
В исследовании Д.В. Берко показано, что «субъективные образы родителей» оказывают влияние на восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и на ее направленность