Связь семейной ситуации развития и тревожности у детей подросткового возраста
Введение
Семья является важной ценностью в жизни многих людей. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками, и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребенка ближайший круг общения есть семья, в котором формируются его отношение с внешним миром и психика. Влияние родителей на детей многопланово и безусловно, особенно в подростковом возрасте. По данным исследований И.С. Кона родители для подростков – предмет для подражания, дети ждут от них понимания и поддержки, но родителям трудно понять меняющуюся на глазах психологию своего ребенка в период переходного возраста [24]. Дети и родители как правило неверно представляют себе оценки и самооценки друг друга. Отсюда извечный конфликт между поколениями. Свести его к минимуму возможно, приняв еще не до конца сформировавшуюся личность подростка, как некую автономную реальность, увиде
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ…………....5
1.1 Семья как психологическая система……………………………………......5
1.2 Особенности родительско-детского взаимодействия в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...16
1.3 Тревожность как эмоциональная система…………………………………28
Выводы по главе 1……………………………………………………………….35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ………….37
2.1 Процедура и методы исследования………………………………………...37
2.2 Результаты исследования семейной ситуации развития и уровня тревожности подростков………………………………………………………...40
2.3. Особенности проявления тревожности в группе подростков ….…….… 44
2.4. Результаты оценки взаимосвязи семейной ситуации развития и тревожности у подростков………………………………………………………48
Выводы по главе 2……………………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………….……55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………......58
Приложения……………………………………………………………………...63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айгумова, З.И. Исследование эмоциональной устойчивости подростков в контексте детско-родительских отношений / З.И. Айгумова, К. И. Чижова // Проблемы современного образования. – 2017. – № 5. – С. 53–63.
2. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккеман // Семейная психотерапия. Хрестоматия. - СПб. : Питер, 2010. – 227 с.
3. Аноприенко, Е. В. Стиль родительского поведения как фактор хронического стресса у детей / Е. В. Аноприенко // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 10. – С. 13 – 18.
4. Антонов, А. И. Микросоциология семьи / А. И. Антонов. – М. : ИНФРА-М, 2011. - 364 с.
5. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2014. – 420 с.
6. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. М. Астапов // Психологический журнал. – 1992. – № 5. – С. 111-117.
7. Берко, Д. В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: автореф. дисс. канд. психол. наук / Д. В. Берко. – Ставрополь, 2000. – 125 с.
8. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. : сб. ст. : в 2 т. / гл. ред. Г. Д. Ахметова. – Челябинск. : Два комсомольца, 2011. – Т. 2. – С. 124 – 127.
9. Бочанцева, Л.И Основы психологии семьи и семей¬ного консультирования / Л.И. Бочанцева, Н.В. Дмитриева. - Ишим: Изд- во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - 192 с.
10. Бочанцева, Л.И. Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования / Л.И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 4. – С. 44–51.
11. Варга, А. Я. Избаловать ... любовью? / А. Я. Варга // Семья и школа.– 2016. – № 8. – С. 25 – 27.
12. Васильченко, Н. А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков / Н. А. Васильченко. – М. : Эксмо, 2016. – 315 с.
13. Венза, Т.В. Развитие личности
Это, в свою очередь, формирует многогранное представление о родителях, которые предстают перед подростком одновременно с разных сторон. Поэтому он начинает воспринимать их и более детально, и целостно, эмоционально насыщенно и дифференцированно. Образ матери и отца наполняется конкретным, чувственным содержанием [46].
Н.А. Давыдовская в своем исследовании показала, что, чем противоречивее образы родителей в сознании ребенка и чем больше воспитательные установки родителей различаются с их реальным поведением, тем больше вероятность возникновения невроза или соматического заболевания у ребенка. Положительные родительские образы – символы родителей, помогают стабилизировать психику подростка в трудных жизненных ситуациях [18].
В исследовании Д.В. Берко показано, что «субъективные образы родителей» оказывают влияние на восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и на ее направленность