Взаимосвязь выученной беспомощности с психологическим благополучием и счастьем
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования. События последних нескольких лет в нашей стране показывают, что общественная, политическая и экономическая сферы жизни человека оказываются нестабильными под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Феномен выученной беспомощности затрагивает большинство сфер жизни человека, в том числе профессиональную и образовательную. Существуют различные дисциплины, темы трудные для понимания, что приводит к негативному опыту у людей. Этот негативный опыт в свою очередь приводит к отсутствию мотивации, отсутствию контроля над ситуацией и нежеланию искать решение возникающих проблем, что делает проблему актуальной в настоящий момент.
Актуальность темы исследования. Негативный опыт, подкрепляемый новыми тревогами, актуализирует предрасположенность человека к возникновению беспомощности. Так же повседневные жизненные условия постоянно сталкивают нас с ситуациями, обладающими высокой неопределенностью. Такие ситуации воспринимаются людьми как бесконтрольные,
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ И СЧАСТЬЕМ 6
1.1. Представления о выученной беспомощности в психологии 6
1.1.1. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана 6
1.1.2. Исследования выученной беспомощности в психологии 13
1.2. Представления о счастье и психологическом благополучии 17
1.3. Исследование взаимосвязи выученной беспомощности с психологическим благополучием и счастьем 27
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ С СЧАСТЬЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ 30
2.1. План эмпирического исследования и описание выборки 30
2.2. Выбор и описание методик 32
2.3. Анализ полученных результатов и их интерпретация 35
2.3.1. Результаты исследования выученной беспомощности по методике «Тест на выявление синдрома выученной беспомощности Джеффри Янга» 35
2.3.2. Результаты исследования счастья по методике «Обновленный Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)» 38
2.3.3. Результаты исследования психологического благополучия по методике «Шкала психологического благополучия К. Рифф» 41
2.3.4. Исследование взаимосвязи выученной беспомощности с психологическим благополучием и счастьем 50
Выводы по Главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Не найдено
На рисунке 3 видно, что большинство респондентов (51 человек – 64%) оценили свой уровень счастья, как средний, то есть они ощущают себя счастливыми, но для полноты этого ощущения им чего-то не хватает.
Повышенный уровень счастья присущ лишь 9 испытуемым (11,25%). Такой уровень счастья дает людям повышенный уровень удовлетворенности своей жизнью, ее осмысленность, преобладание положительных эмоций над отрицательными, оптимизм, интерес к людям и окружающему миру, уверенность в своей способности контролировать различные стороны своей жизни и влиять на события в нужном направ